Коллекция достопримечательностей Российской империи — Википедия

Общее описание коллекции[править]

В настоящее время общее количество снимков, входивших в состав коллекции к 1917 г., оценивается в 3500. В это число не входят, однако, более чем 300 цветных снимков Санкт-Петербурга, Киева, Курска, Севастополя и ряда других мест, созданных по заказу общины Св. Евгении в 1905 г. Часть из этих снимков была напечатана в виде цветных фотооткрыток в 1906—1907 гг., после чего о судьбе соответствующих негативов больше ничего неизвестно.

В настоящее время общее количество снимков, входивших в состав коллекции к 1917 г., оценивается в 3500. В это число не входят, однако, более чем 300 цветных снимков Санкт-Петербурга, Киева, Курска, Севастополя и ряда других мест, созданных по заказу общины Св. Евгении в 1905 г. Часть из этих снимков была напечатана в виде цветных фотооткрыток в 1906—1907 гг., после чего о судьбе соответствующих негативов больше ничего не известно.

Основные разделы коллекции

«Коллекция достопримечательностей» создавалась в результате многочисленных поездок С. М. Прокудина-Горского как в внутри Российской империи, так и за границей, среди которых особо следует выделить экспедиции 1909—1912 г., осуществлявшиеся при поддержке императора Николая II. Весь накопленный к 1913 г.

фотоматериал был систематизирован в 14 контрольных альбомах, к которым в 1916 г. был добавлен альбом с фотографиями из поездки по Мурманской железной дороге. Содержание и судьба одного из этих 15 альбомов до настоящего времени остается неизвестной (вероятно, это были снимки, посвященные 300-летию дома Романовых, оставшиеся в СССР).

Альбомы построены, главным образом, по географическому принципу:

  • Мариинская система (1909 г.)
  • Мариинская система (продолжение) (1909 г.)
  • Разное и этюды (снимки 1903—1912 гг.)
  • Мурманская железная дорога (1916 г.)
  • Урал (фотографии, сделанные с 17 августа по 12 сентября 1909 г.)
  • Урал (продолжение) (снимки 1910 г.)
  • Кавказ (снимки 1904—1905 и 1912 гг.)
  • Местности, с которыми связано воспоминание об Отечественной войне.(1911—1912 гг.)
  • Туркестан (снимки 1907 и 1911 гг.).
  • Район Волги (1910 г.)
  • Район Волги (продолжение) (1910 г.)
  • Район Волги и ее притоков (1911 г.)
  • Камско-Тобольский водный путь (1912 г.)
  • Работа на реке Ока (1912 г.)

Киев

на фотооткрытке Прокудина-Горского, 1905

«Коллекция достопримечательностей» создавалась в результате многочисленных поездок С. М. Прокудина-Горского как внутри Российской империи, так и за границей, среди которых особо следует выделить экспедиции 1909—1912 г., осуществлявшиеся при поддержке императора Николая II. Весь накопленный к 1913 г.

фотоматериал был систематизирован в 14 контрольных альбомах, к которым в 1916 г. был добавлен альбом с фотографиями из поездки по Мурманской железной дороге. Содержание и судьба одного из этих 15 альбомов до настоящего времени остается неизвестной (вероятно, это были снимки, посвященные 300-летию дома Романовых, оставшиеся в СССР).

Альбомы построены, главным образом, по географическому принципу:

  • Мариинская система (1909 г.)
  • Мариинская система (продолжение) (1909 г.)
  • Разное и этюды (снимки 1903—1912 гг.)
  • Мурманская железная дорога (1916 г.)
  • Урал (фотографии, сделанные с 17 августа по 12 сентября 1909 г.)
  • Урал (продолжение) (снимки 1910 г.)
  • Кавказ (снимки 1904—1905 и 1912 гг.)
  • Местности, с которыми связано воспоминание об Отечественной войне.(1911—1912 гг.)
  • Туркестан (снимки 1907 и 1911 гг.).
  • Район Волги (1910 г.)
  • Район Волги (продолжение) (1910 г.)
  • Район Волги и её притоков (1911 г.)
  • Камско-Тобольский водный путь (1912 г.)
  • Работа на реке Ока (1912 г.)

Документально-историческая ценность коллекции

Уникальность и исключительность «Коллекции достопримечательностей…» состоит в том, что она охватывает едва ли не все сферы страноведения, являясь своего рода визуальной энциклопедией Российской империи в последние годы её существования. В ней представлено разнообразие географических условий и растительного мира, этнографическая картина страны, памятники архитектуры и искусства, виды городов и сел, отрасли промышленности и сельского хозяйства, пути и средства транспортного сообщения.

фотографирование Мариинского водного пути на всём его протяжении; мест, связанных с памятью о событиях 1812 г.; памятников, с связанных 300-летием Дома Романовых. Прокудин-Горский готовил также тематические фотообзоры к торгово-промышленным и художественным выставкам. В частности, выделяются две серии фотографий, посвященных хлопковому производству в Закаспийской области и в Муганьской степи, а также цикл снимков о чайном производстве в Чакве.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Следует отметить, что в своих поездках Прокудин-Горский уделял особое внимание запечатлению религиозных святынь, а также многочисленных царских и великокняжеских резиденций.

Мотивы и обстоятельства съемки отдельных частей «Коллекции достопримечательностей» изучены пока ещё очень слабо и оставляют массу вопросов. Так, до сих пор документально не известно, какие задачи стояли перед Прокудиным-Горским в поездке по южному участку Мурманской железной дороги летом 1916 г. и для кого предназначались съемки мест содержания австро-германских военнопленных.

Коллекция Прокудина-Горского является результатом не только широкомасштабных усилий по фотографированию, но и большого научного труда, поскольку из огромной массы природных явлений, архитектурных сооружений, произведений искусства и т. д. нужно было выбрать то, что представляло собой наибольшую ценность, уникальность и наиболее ярко раскрывало особенности данной местности.

С подобной задачей могли справиться только высококлассные специалисты в соответствующих областях знаний. По воспоминаниям самого Прокудина-Горского, огромную помощь ему оказывали Императорская Археологическая Комиссия (проф. Н. И. Веселовский) и Археологическое Общество (проф. Покровский) в тех случаях, где дело касалось старины, особенно в поездках по северной России, изобиловавшей древними церковными памятниками, а равно и в поездках в Туркестан.

Запечатление «в красках» архитектурных памятников Прокудиным-Горским представляет особую ценность в виду того, что в последующие десятилетия они подверглись массовым разрушениям. В частности, сегодня не существуют или находятся в полуразрушенном состоянии более половины храмов, которые можно увидеть на фотографиях из «Коллекции достопримечательностей».

Коллекция достопримечательностей Российской империи — Википедия

Особую часть коллекции составляют фотопортреты, которых у Прокудина-Горского известно относительно не много. Среди них — знаменитые снимки Льва Толстого, Федора Шаляпина, эмира Бухарского и Хана Хивинского.

Шаляпин в образе

Мефистофеля

, фото Прокудина-Горского, 1915

Никаких источников этой информации Р.Оллсхаус не приводит и о якобы вывезенном из России фото царевича сегодня также ничего не известно. Единственным подтверждением факта съемок царской семьи может служить сообщение сотрудников Ливадийского музея, что «в рабочем кабинете царя хранились в красных кожаных футлярах два небольших диапозитива в натуральных цветах на стекле, выполненные С. М.

Среди известных шести женских фотопортретов у Прокудина-Горского (ни один из которых пока не опознан) есть снимок «Аурокария [то есть Араукария]. В царском парке Дагомыс», на котором запечатлена дама, имеющая портретное сходство с последней императрицей. Однако тождество лиц не было доказано.

Уникальность и исключительность «Коллекции достопримечательностей…» состоит в том, что она охватывает едва ли не все сферы страноведения, являясь своего рода визуальной энциклопедией Российской империи в последние годы её существования. В ней представлено разнообразие географических условий и растительного мира, этнографическая картина страны, памятники архитектуры и искусства, виды городов и сел, отрасли промышленности и сельского хозяйства, пути и средства транспортного сообщения.

фотографирование Мариинского водного пути на всём его протяжении; мест, связанных с памятью о событиях 1812 г.; памятников, с связанных 300-летием Дома Романовых. Прокудин-Горский готовил также тематические фотообзоры к торгово-промышленным и художественным выставкам. В частности, выделяются две серии фотографий, посвященных хлопковому производству в Закаспийской области и в Муганьской степи, а также цикл снимков о чайном производстве в Чакве.

Следует отметить, что в своих поездках Прокудин-Горский уделял особое внимание запечатлению религиозных святынь, а также многочисленных царских и великокняжеских резиденций.

Мотивы и обстоятельства съёмки отдельных частей «Коллекции достопримечательностей» изучены пока ещё очень слабо и оставляют массу вопросов. Так, до сих пор документально не известно, какие задачи стояли перед Прокудиным-Горским в поездке по южному участку Мурманской железной дороги летом 1916 г. и для кого предназначались съёмки мест содержания австро-германских военнопленных.

Коллекция Прокудина-Горского является результатом не только широкомасштабных усилий по фотографированию, но и большого научного труда, поскольку из огромной массы природных явлений, архитектурных сооружений, произведений искусства и т. д. нужно было выбрать то, что представляло собой наибольшую ценность, уникальность и наиболее ярко раскрывало особенности данной местности.

Коллекция достопримечательностей Российской империи — Википедия

С подобной задачей могли справиться только высококлассные специалисты в соответствующих областях знаний. По воспоминаниям самого Прокудина-Горского, огромную помощь ему оказывали Императорская Археологическая Комиссия (проф. Н. И. Веселовский) и Археологическое Общество (проф. Покровский) в тех случаях, где дело касалось старины, особенно в поездках по северной России, изобиловавшей древними церковными памятниками, а равно и в поездках в Туркестан.

Запечатление «в красках» архитектурных памятников Прокудиным-Горским представляет особую ценность в виду того, что в последующие десятилетия они подверглись массовым разрушениям. В частности, сегодня не существуют или находятся в полуразрушенном состоянии более половины храмов, которые можно увидеть на фотографиях из «Коллекции достопримечательностей».

Особую часть коллекции составляют фотопортреты, которых у Прокудина-Горского известно относительно не много. Среди них — знаменитые снимки Льва Толстого, Федора Шаляпина, эмира Бухарского и Хана Хивинского.

Коллекция достопримечательностей Российской империи — Википедия

Шаляпин в образе

Мефистофеля

, фото Прокудина-Горского, 1915

Никаких источников этой информации Р.Оллсхаус не приводит и о якобы вывезенном из России фото царевича сегодня также ничего не известно. Единственным подтверждением факта съёмок царской семьи может служить сообщение сотрудников Ливадийского музея, что «в рабочем кабинете царя хранились в красных кожаных футлярах два небольших диапозитива в натуральных цветах на стекле, выполненные С. М.

Среди известных шести женских фотопортретов у Прокудина-Горского (ни один из которых пока не опознан) есть снимок «Аурокария [то есть Араукария]. В царском парке Дагомыс», на котором запечатлена дама, имеющая портретное сходство с последней императрицей. Однако тождество лиц не было доказано.

Популяризация и изучение коллекции[править]

Коллекция достопримечательностей Российской империи — Википедия

В период эмиграции Прокудина-Горского коллекция демонстрировалась в 1931—1936 гг. на мероприятиях русской общины в Париже в виде черно-белых слайдов, так как не имелось специального аппарата для цветных проекций[11].

После смерти Прокудина-Горского и продажи коллекции в США она долгое время была исключена из научного и культурного оборота, пока в 1980 г. не был издан альбом Роберта Оллсхауса «Фотографии для царя: пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский, уполномоченный царем Николаем II» [12].

Однако широкое знакомство публики с коллекцией началось только после того, как в 2000 г. хранящиеся в Библиотеке Конгресса негативы были оцифрованы и выложены на сервере Библиотеки в сети Интернет. Началу популяризации коллекции способствовала проведенная в 2001 г. Библиотекой Конгресса выставка «Империя, которой была Россия», для которой были отобраны 122 фотографии, прошедшие тщательную реставрацию.

Начиная с 2001 г. в России и некоторых других странах регулярно проходят выставки фоторабот Прокудина-Горского, началось издание фотоальбомов по материалам коллекции.

Изучение «Коллекции достопримечательностей» как таковой было начато в 1991 г. В. В. Минахиным (ныне заместитель директора по науке Научно-реставрационного центра «Реставратор-М»), который дал научное описание «американской» части фотографического наследия Прокудина-Горского в работе «„Коллекция достопримечательностей России“ в Библиотеке Конгресса» [13]

Основными направлениями в изучении коллекции Прокудина-Горского являются: выявление её полного состава и поиск пропавших частей, идентификация и датировка снимков, исследование условий (обстоятельств) создания коллекции, научная реставрация снимков.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В частности, поиск оставшейся в СССР части коллекции (прежде всего, оригиналов цветных снимков Льва Толстого) с начала 1970-х гг. вела С. П. Гаранина, первый отечественный биограф мастера.

С 2008 г. активное исследование фотографического наследия Прокудина-Горского ведется в рамках нескольких русскоязычных Интернет-проектов.

Основная часть коллекции С. М. Прокудина-Горского доступна для свободного просмотра на сайте Библиотеки Конгресса США[14]. Кроме того, реализована возможность поиска в коллекции на русском языке [15].

В период эмиграции Прокудина-Горского коллекция демонстрировалась в 1931—1936 гг. на мероприятиях русской общины в Париже в виде чёрно-белых слайдов, так как не имелось специального аппарата для цветных проекций[11].

После смерти Прокудина-Горского и продажи коллекции в США она долгое время была исключена из научного и культурного оборота, пока в 1980 г. не был издан альбом Роберта Оллсхауса «Фотографии для царя: пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский, уполномоченный царем Николаем II»[12].

Однако широкое знакомство публики с коллекцией началось только после того, как в 2000 г. хранящиеся в Библиотеке Конгресса негативы были оцифрованы и выложены на сервере Библиотеки в сети Интернет. Началу популяризации коллекции способствовала проведённая в 2001 г. Библиотекой Конгресса выставка «Империя, которой была Россия», для которой были отобраны 122 фотографии, прошедшие тщательную реставрацию.

Начиная с 2001 г. в России и некоторых других странах регулярно проходят выставки фоторабот Прокудина-Горского, началось издание фотоальбомов по материалам коллекции.

Изучение «Коллекции достопримечательностей» как таковой было начато в 1991 г. В. В. Минахиным (ныне заместитель директора по науке Научно-реставрационного центра «Реставратор-М»), который дал научное описание «американской» части фотографического наследия Прокудина-Горского в работе «„Коллекция достопримечательностей России“ в Библиотеке Конгресса»[2]

Основными направлениями в изучении коллекции Прокудина-Горского являются: выявление её полного состава и поиск пропавших частей, идентификация и датировка снимков, исследование условий (обстоятельств) создания коллекции, научная реставрация снимков.

В частности, поиск оставшейся в СССР части коллекции (прежде всего, оригиналов цветных снимков Льва Толстого) с начала 1970-х гг. вела С. П. Гаранина, первый отечественный биограф мастера.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

С 2008 г. активное исследование фотографического наследия Прокудина-Горского ведется в рамках нескольких русскоязычных Интернет-проектов.

Основная часть коллекции С. М. Прокудина-Горского доступна для свободного просмотра на сайте Библиотеки Конгресса США[13]. Кроме того, реализована возможность поиска в коллекции на русском языке[14].

Цветные фотографии[править]

Литература

  • Достопримечательности России в натуральных цветах. Весь Прокудин-Горский. — М., 2003;
  • Российская империя Прокудина-Горского. 1905—1916. Изд-во «Амфора», 2008;
  • Российская империя в цвете: Владимирская и Ярославская губернии. 1909—1915 (альбом). Изд-во Белорусского Экзархата. Минск, 2007;
  • Гаранина С. Неизвестные диапозитивы (снимки С. Прокудина-Горского в Ясной Поляне). «Советское фото», 1983 г., № 2. С.40,41;
  • Гаранина С. Обзор источников творческого наследия С. М. Прокудина-Горского (1863—1944) // Проблемы культурного наследия в области инженерной деятельности. Сборник статей. Вып.2. Политехнический музей, 2001. С.141-171;
  • Гаранина С. Эти изображения вечны. «Фотомагазин», 2003 г,, № 10.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru