Памятники архитектуры россии

Московский Кремль

Московский Кремль — самая крупная крепость на территории Европы. Свой нынешний облик он приобрел еще при Иване III в 1495 году. По инициативе царя в строительстве стен и башен крепости задействовали зодчих со всей Руси. Для возведения оборонительных сооружений пригласили итальянских мастеров. В дальнейшем площадь территории увеличили до 27,5 гектара.

Во времена СССР на вершины Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башен установили самоцветные звезды из нержавеющей стали. В центре располагалась двухметровая эмблема серпа и молота, украшенная драгоценными камнями. За два года камни в звездах полностью выцвели, и их заменили на «рубиновые» звезды, подсвечивающиеся мощными лампами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

В 2012 году эксперты впервые оценили примерную стоимость Кремля. Она составила 1,5 триллиона рублей.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону

Памятники архитектуры россии

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Архитектор Константин Тон. 1854–1860. Фотография: Дмитрий Артемьев / Wikipedia

В середине XIX века Константин Тон был одним из самых известных отечественных архитекторов. В основном он трудился в Москве и Петербурге, но среди его работ есть и здания в других городах. В 1854–1860 годах по типовому проекту Тона в Ростове-на-Дону возвели храм. Пятикупольный храм в неовизантийском стиле очень похож на другие постройки архитектора — московский храм Христа Спасителя, а также несохранившиеся Введенский собор в Петербурге и Святодуховский в Петрозаводске.

Памятники архитектуры россии

Возвели храм на деньги местных купцов. Сам Константин Тон в строительстве ростовского собора не участвовал — работами руководил архитектор Александр Кутепов, а 75-метровую колокольню позже построил Антон Кампиони. В советское время на территории храма работал зоопарк, а в самой церкви размещался склад.

Успенский собор во Владимире

В 1158 году князь Андрей Боголюбский решил возвести великий храм и сделать его религиозно-культурным центром всей Руси. Он заложил первый камень в фундамент и выделил на строительство десятую долю своих доходов. Грандиозный замысел воплотили в жизнь западноевропейские зодчие. Храм сложили из известняка, украсили белокаменной резьбой, а своды выполнили из пористого туфа — особо ценного отделочного материала.

На воссоздание храма после пожаров и нашествия татаро-монголов Екатерина II выделила немалую по меркам тех лет сумму — 14 тысяч рублей. Но самой масштабной и дорогой стала реставрация 1888–1891 годов под руководством Ивана Карабутова. В результате собор стал более просторным и приобрел пять золоченых куполов.

Банк Рукавишниковых в Нижнем Новгороде

Памятники архитектуры россии

Здание бывшего доходного дома Рукавишниковых. Архитектор Федор Шехтель. 1911–1913. Фотография: Igor Lijashkov / фотобанк «Лори»

Федор Шехтель проектировал московские здания в стиле модерн: особняк Рябушинского, особняк на Спиридоновке и другие. А в Нижнем Новгороде он спроектировал банковский комплекс и доходный дом. Его заказчиками были Рукавишниковы — представители одной из богатейших местных династий.

Фасад здания Шехтель декорировал белой глазурованный плиткой фирмы Villeroy Bosh и растительными орнаментами. В создании скульптурного оформления участвовал еще один столичный мастер — Сергей Коненков. Он создал размещенные над входом чугунные фигуры мужчины и женщины, символизирующие союз промышленности и земледелия. На первом этаже здания располагались магазины, на втором и третьем — отделения Русского торгово-промышленного банка.

Большой Петергофский дворец

Прототипом Петергофского дворца стал Версаль. Идея создания парадной загородной резиденции принадлежала Петру I. Для начавшегося в 1714 году строительства привлекли лучших специалистов Европы. Художественный замысел постройки осуществлял Иоганн Браунштейн — немецкий архитектор на службе императора. Его сменил французский зодчий и мастер садово-парковой архитектуры Жан Батист Леблон. Завершил строительство итальянец Николо Микетти. К тому времени он стал главным архитектором всех строительных работ в Петербурге и его пригородах.

При жизни Петра I Большой дворец Петергофа перестраивался дважды. Во времена правления Елизаветы Петровны итальянский архитектор Бартоломео Франческо Растрелли в 1747–1752 годах перестроил «скромный», по его мнению, дворец в еще более роскошный. От центрального корпуса стали расходиться две одноэтажные галереи.

Банк Рукавишниковых в Нижнем Новгороде

Памятники архитектуры россии

Шедевр русского барокко XVIII века служил парадной резиденцией для членов царской семьи. Автором первоначального проекта стал Иоганн Фридрих Браунштейн — немецкий архитектор, состоявший на службе Петра I.

Перепланировкой занимался Бартоломео Растрелли. На все проекты этого архитектора выделяли крупные суммы из царской казны, а для воплощения привлекали лучших зодчих и искусных мастеров. В итоге дворец стал еще выше и еще богаче: добавилось огромное количество пилястр, колонн и скульптур. Стены окрасили в пронзительный лазоревый цвет и украсили резной позолоченной лепниной. На отделку наружных и внутренних украшений дворца затратили «6 пудов 17 фунтов 2 золотника червонного золота» (около 100 килограммов).

Памятники архитектуры россии

Дворцовый ансамбль в Богородицке. Архитектор Иван Старов. Фотография: Илюхина Наталья / фотобанк «Лори»

Архитектор Иван Старов построил множество загородных усадеб — в основном в предместьях Петербурга. В 1773 году по его проекту возвели загородный дворец в Тульской области, который заказала Екатерина II. В письмах к Вольтеру она называла Богородицк «чистым цветником».

На берегу реки Упертой возвели двухэтажный дом с бельведером — башенкой над крышей здания. В 1774 году по проекту Ивана Старова рядом с ним заложили небольшую однокупольную Казанскую церковь. В годы Великой Отечественной войны Богородицк был разрушен почти полностью, и некогда блистательный дворец превратился в руины. В 1960–70-е годы здание восстановили, сегодня там находится Богородицкий дворец-музей.

Борисоглебский монастырь в Торжке

Памятники архитектуры россии

Борисоглебский монастырь. Архитектор Николай Львов. 1785–1796. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Борисоглебский собор одноименного монастыря в Торжке был возведен по проекту Николая Львова в 1796 году на месте разрушенного старого храма. Первые кирпичи в его основание заложила лично Екатерина II. Строительством руководил местный зодчий Франц Буци. Купола пятиглавого Борисоглебский собора увенчаны золочеными шарами с ажурными крестами, алтарь для него построили в виде ротонды. По мнению исследователей, по проекту Львова возвели и монастырскую надвратную церковь-колокольню.

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге

В эпоху Петра Первого были возведены многие интересные памятники архитектуры России. Список включает в себя Новодвинскую крепость, ставшую предметом гордости русских солдат, внушавшую страх иноземцам. Пережив множество кровопролитных сражений, постройка частично сохранилась.

В северной зоне России это первое строение, ставшее крепостью бастионного типа. Архитектурный стиль – голландский, примеры подобных сооружений встречаются в Европе и Америке. Крепость имеет вид квадратной конструкции, включает четыре бастиона, расстояние между которыми насчитывает приблизительно 120 метров.

Укрепление в дельте реки Невы предназначалось для обороны русских земель от шведов. Закладка форта осуществлялась согласно совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена. Строители возвели шесть бастионов, соединенных куртинами, два равелина и кронверк.

Толщина стен бастионов достигала 20 метров, а высота — 12. Стены выложены из кирпичей шириной 5–6 метров, а между ними — земляная засыпка с толченым кирпичом. Под ограждение крепости забили около 40 000 свай. В 1717–1732 годах укрепление перестроили в камне и сделали под ним подземную галерею для сообщения между фортификационными сооружениями.

Большой Гатчинский дворец

Памятники архитектуры россии

Екатерина II возводила дворец для своего фаворита — графа Орлова. Задумку императрицы воплощал в жизнь придворный итальянский архитектор Антонио Ринальди. После смерти графа царица выкупила Гатчинскую мызу у его наследников и пожаловала своему сыну Павлу I.

Ринальди изначально хотел воспроизвести итальянскую виллу, но башни с подземным ходом, расположенные в густом лесу, выглядели мрачновато. Вторая версия дворца состояла из трех огромных рвов.

Для размещения многочисленной царской свиты пришлось не только переделать и расширить внутренние помещения дворца, но и надстроить два этажа. В дальнейшем здесь тестировались все передовые инновации. В 1809–1811 годах с помощью архитектора Воронихина во дворец провели калориферное отопление. В 1835-м на башне установили сигнальный оптический телеграф.

Храм Воскресения в Почепе

Памятники архитектуры россии

Храм Воскресения. Архитектор Антонио Ринальди. Фотография: Элеонора Лукина / фотобанк «Лори»

Воскресенский собор в стиле русского барокко и четырехъярусную колокольню построили по указу последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского. Раньше считалось, что автором проекта был архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Однако позже исследователи стали склоняться к мнению, что его построил Антонио Ринальди, а иконостас собора создал Франческо Бартоломео Растрелли.

Центральный универсальный магазин в Москве

Покровский собор возвели на Красной площади в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы русских воинов над Казанским ханством. Сперва царь приказал ставить вокруг Троицкой церкви деревянные храмы, а затем решил соединить их в один каменный собор. Так появился храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который затем приобрел более известное название — собор Василия Блаженного.

Возведение кирпичного храма велось исключительно в теплое время года. Фундамент, цоколь и элементы декора выполнили из белого камня. Вокруг центральной девятой церкви зодчие поставили восемь приделов, затем перекрыли их сводами и увенчали куполами. Роспись появилась в 1670-е годы. Сегодня в убранстве Покровского собора — фрески XVI века, темперная роспись XVII века, монументальная масляная живопись XVIII–XIX веков и редкие экземпляры русской иконописи.

Первый в России крупный универмаг построил русский архитектор Роман Клейн по заказу шотландских предпринимателей. На месте сгоревшего магазина они захотели возвести пожароустойчивое здание из стекла, камня и железобетона. Металлические конструкции спроектировал инженер Владимир Шухов. В универмаге действовали электрические лифты для покупателей. Здесь продавалось до 17 000 наименований товаров, начиная от иголки за две копейки и кончая дамскими меховыми манто.

Памятники архитектуры россии

Первоначально ходило много споров о новаторском строении в центре Москвы, но затем его признали архитектурным шедевром. В 1974 году к старому ЦУМу пристроили новое здание, а в конце 1990-х — начале 2000-х провели масштабную реконструкцию и перестройку магазина.

Иркутский академический драматический театр

Памятники архитектуры россии

Иркутский академический драматический театр. Архитектор Виктор Шретер. 1894–1897. Фотография: Михаил Марковский / фотобанк «Лори»

Виктор Шретер был главным архитектором Дирекции Императорских театров, поэтому новые театральные здания по его проектам строились не только в столице, но и в провинции. В 1897 он возвел драматический театр в Иркутске на средства местных купцов. Шретер построил небольшое функциональное здание на 800 человек.

Главное здание МГУ на Воробьевых горах

Все «сталинские высотки» заложили в один день, 7 сентября 1947 года, в честь празднования 800-летия Москвы. Возведением Университета занималась группа архитекторов под руководством Льва Руднева. Для строительства задействовали все силы страны: каждое министерство получило задание по поставке техники, деталей и рабочей силы.

Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. На возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Шпиль имеет высоту около 50 метров. Венчающая его звезда весит 12 тонн. На одной из боковых башен установлены самые большие в Москве часы диаметром 9 метров. Минутная стрелка весит 39 килограммов, а в длину — 4,1 метра, что вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов.

Павильон «Земледелие» на ВДНХ

Павильон «Земледелие» («Украина») считается самым большим и роскошным на всей территории ВДНХ (ВВЦ). Хрущев отдал распоряжение, чтобы он выглядел как можно внушительнее и богаче. Авторы проекта — архитектор Алексей Таций совместно с Н. Иванченко. Таций стал победителем закрытого конкурса на проект, проведенного Союзом архитекторов Украины.

Памятники архитектуры россии

Павильон создавали из редкого материала — керамических блоков на стальном каркасе, изготовленных в Киеве на заводе «Керамик». Фасад облицевали украинской майоликовой плиткой. На крыше расположили четыре скульптуры украинских девушек и парапеты с рядом колосьев, облицованные смальтой. Входную арку украсили огромным майоликовым венком из злаков, овощей и фруктов, а под ним расположили витраж с изображением Переяславской Рады.

Дворец Алфераки в Таганроге

Памятники архитектуры россии

Дворец Алфераки. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. Фотография: Виктор Филиппович Погонцев / фотобанк «Лори»

Андрей Штакеншнейдер был дворцовым архитектором: он строил богатые особняки для членов императорской семьи. Когда ему заказали дом для таганрогского помещика, городского головы Николая Алфераки, он построил здание, ничуть не уступавшее столичным особнякам.

Штакеншнейдер построил дворец в стиле необарокко с коринфскими колоннами. Крышу здания обрамляла балюстрада — фигурные перила. Внутри здание выглядело так же величественно, как и снаружи: в XIX веке в его залах проводились лучшие балы в городе. В советское время в здании разместился местный историко-краеведческий музей, который находится там до сих пор.

Преображенская церковь в селе Красном

Памятники архитектуры россии

Преображенская церковь в селе Красном. Архитектор Юрий Фельтен. Фотография: Солодовникова Елена / фотобанк «Лори»

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Преображенский храм в селе Красном построили в 1787–1780 годах, это была практически точная копия Чесменской церкви Юрия Фельтена. Вероятно, такое решение было принято владельцами усадьбы Красное Полторацкими для того, чтобы обратить на себя внимание Екатерины II и заслужить ее расположение. Главное отличие от петербургского храма заключалось в желтом цвете, в который покрасили стены готического храма, — Чесменская церковь была красной. В советское время храм закрыли и вплоть до 1998 года его использовали под склад. Сегодня в церкви снова проводятся богослужения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru