Достопримечательности Кронштадта

Маршрут по достопримечательностям Кронштадта

Есть как минимум два варианта провести день в Кронштадте — пройтись по историческому центру и исследовать остров Котлин или взять экскурсию с посещением некоторых фортов. Причем второй сценарий возможен только в период навигации. В зимние месяцы до ряда крепостей можно дойти пешком.

Составить первый маршрут довольно легко. Если вы прибыли из Санкт-Петербурга на маршрутке, то она доставит до Гостиного двора, откуда можно смело начинать прогулку: через Андреевский сквер, по Советской улице вдоль Обводного канала, затем по Синему мосту к Якорной площади, мимо собора, Летнего сада, до Петровского парка и Петровского дока, далее по Макаровской к Итальянскому пруду и Итальянскому дворцу. Если останется время, можно посетить Музей истории Кронштадта.

Вариантов морских экскурсий по кронштадтским фортам очень много: как с высадкой, так и без. Программы варьируются, поэтому о них нужно узнавать отдельно в экскурсионных бюро или у частных гидов. Чтобы добраться до фортов по воде самостоятельно, придется арендовать катер или лодку. В период, когда навигация закрыта (зима), можно осмотреть морские батареи и береговые укрепления или дойти до фортов пешком, но такой поход отнимает много времени и сил. Стоит также учесть, что иные форты до сих пор являются режимными объектами, как, например, форт «Петр I», и доступ на их территорию запрещен.

Читайте подробнее о фортах: Кроншлот, «Александр I», «Константин», «Милютин», «Петр I», «Риф», «Павел I», «Шанц», «Обручев».

Якорная площадь — главная площадь Кронштадта. На ней проходят все городские мероприятия. Когда-то здесь складировали якоря — отсюда и возникло название. На Якорной площади сохранилась чугунная мостовая, а в центре площади плиткой выложено изображение якоря. Рисунок хорошо видно только с высоты. Дальше я расскажу, откуда можно его разглядеть.

На площади сосредоточены знаковые достопримечательности города: Никольский морской собор, памятники адмиралам Ушакову и Макарову, Вечный огонь.
Вечный огонь в большинстве городов посвящен погибшим в Великую Отечественную войну, но на Якорной площади это братская могила погибших в годы революции и гражданской войны.

Бронзовый памятник океанографу, военному губернатору Кронштадта и вице-адмиралу Макарову — масштабное и экспрессивное сооружение. Не сразу понимаешь, что клубится у ног адмирала: морские волны или хвост дракона.

Памятник адмиралу Ушакову скромнее, зато он стоит прямо перед Никольским морским собором и к нему ведет красивая рябиновая аллея. Ушаков — единственный в мире адмирал, причисленный к лику святых.

Никольский морской собор — главный морской храм России
Никольский морской собор — главный морской храм России
Летопись погибших на флоте велась с конца 17 века и до 1918{amp}amp;nbsp;года
Летопись погибших на флоте велась с конца 17 века и до 1918 года
После Никольского морского собора всегда болит шея: стоишь, задрав голову, и рассматриваешь роспись купола
После Никольского морского собора всегда болит шея: стоишь, задрав голову, и рассматриваешь роспись купола

Во время обзорной экскурсии посетители узнают историю храма и могут подняться на балконы. Подъем под купол даст возможность посмотреть на храм с высоты и подробнее разглядеть впечатляющую потолочную роспись.

Я брала экскурсию на колокольню, и мне очень понравилось. Сначала мы слушали рассказ об истории Морского собора, сидя в царской ложе — отсюда наблюдал за богослужениями Николай II. Потом поднялись на площадку, где находится главный колокол. Он огромный: не сразу понимаешь, что над тобой свод колокола, а не просто круглая крыша.

Именно с колокольни собора видно, что узор плитки на площади — это изображение якоря
Именно с колокольни собора видно, что узор плитки на площади — это изображение якоря
Еще с колокольни видно город и море
Еще с колокольни видно город и море

Музей истории Кронштадта тоже находится на Якорной площади. Экспозиции рассказывают об истории города начиная со строительства фортов в 1700-е годы и заканчивая советским временем. Как пишут на сайте музея, экспонаты для него приносили сами жители города.

Мне понравилось рассматривать разные морские приспособления, макеты подводных лодок и прочие интересные штуки: например, респиратор для лошади или чучело пингвина Адели. Но больше всего впечатлила реконструкция комнаты блокадного Кронштадта: маленькая комнатка с ребенком-куклой на кровати и бессильно лежащей на столе истощенной женщиной.

На вид ничего особенного, но, когда стоишь на пороге, пробирает до мурашек
На вид ничего особенного, но, когда стоишь на пороге, пробирает до мурашек

У музея есть филиал, который находится на Ленинградской улице. В здании бывшей водонапорной башни представлена экспозиция «Подводная археология». Она рассказывает об истории кораблекрушений. Там можно увидеть артефакты, поднятые с затонувших боевых и торговых судов.

В некоторые праздники вход в музей свободный. В 2019 году это были День Победы, День защиты детей, День России и другие. Информацию о бесплатных днях уточняйте на сайте музея.

Экскурсия по одной экспозиции стоит 750 Р для группы до 15 человек, если группа от 16 человек — 50 Р с каждого. Входные билеты в эту стоимость не включены.

Летний сад — первый парк Кронштадта. Когда-то здесь стоял домик Петра I, но он был разрушен во время революции. На месте нынешней главной аллеи парка проходила первая улица города — Петровская. В центре парка насыпана горка с гротом под ней. Здесь красиво летом и осенью, но зимой в парке нечего делать.

К Петровской пристани можно пройти через Петровский парк. В его центре — памятник Петру I, основавшему Санкт-Петербург и Кронштадт. Он установлен лицом к пристани, морю и военным кораблям.

Туристы приходят на Петровскую пристань, чтобы посмотреть на корабли и сфотографироваться на их фоне. В Кронштадте базируются учебные, боевые и исследовательские суда Балтийского флота, например гидрографическое судно «Сибиряков», учебный «Перекоп», противолодочный корабль «Казанец», тральщик БТ-115 и другие. Иногда корабли уходят в рейды — их количество постоянно меняется.

Интереснее всего на пристани в День Балтийского флота, 18 мая, и в День Военно-морского флота, который отмечают в последнее воскресенье июля. В Кронштадт приходят корабли из Балтийска — это город под Калининградом, где тоже расположена военно-морская база Балтийского флота. В эти дни организуют военно-морские парады и гостей пускают на борт военных кораблей.

Если бы не льды, можно было бы решить, что ты в Севастополе, на берегу Южной бухты, где тоже стоят боевые корабли
Если бы не льды, можно было бы решить, что ты в Севастополе, на берегу Южной бухты, где тоже стоят боевые корабли

Деревянный маяк — один из символов Кронштадта. Он стоит чуть правее Петровской пристани, на пирсе Усть-Рогатка. Раньше к нему можно было подойти совсем близко. В 2019 году проход закрыт — пропускают лишь военных. Сфотографировать маяк можно только через решетку КПП, но даже несмотря на это полюбоваться на сооружение подходят почти все туристы в Кронштадте.

Я читала, что с 2018 года на Усть-Рогатке можно подняться на борт эсминца «Беспокойный». СМИ писали, что корабль пришвартовался в Кронштадте на вечную стоянку и превратился в бесплатный музей. В 2018 году корабль-музей действительно работал какое-то время. Но в 2019 многие туристы приезжали сюда ради «Беспокойного», наталкивались на закрытые ворота и писали сердитые отзывы.

Это фото сделано из-за забора КПП
Это фото сделано из-за забора КПП

Обводный канал. По его берегам стоят строения Адмиралтейства из красного кирпича, еще петровских времен. Особенно красиво здесь летом и осенью, когда деревья в листве. Если бы не заброшенность и неухоженность зданий, гулять по берегам канала было бы приятнее, чем по Новой Голландии в Петербурге.

Футшток и мареограф — дань морскому местоположению. Футшток — это чугунная линейка с делениями. Она установлена на опоре Синего моста через Обводный канал в Кронштадте. По кронштадтскому футштоку измеряют глубину Балтийского моря и все абсолютные высоты на территории России. Когда говорят, что какое-то место находится на высоте стольких-то метров над уровнем моря, — за точку отсчета берется именно кронштадтский ноль.

Памятник блокадной колюшке сложно заметить, если не знать о нем. Он находится на стене Обводного канала, напротив здания мареографа.

Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. Ее ловили сачками, корзинами, противогазовыми сумками. Сейчас кронштадтская колюшка — это не только память о блокаде: рыбаки приходят к памятнику, чтобы загадать удачный клев.

Здание мареографа — ориентир, где искать футшток и памятник блокадной колюшке
Здание мареографа — ориентир, где искать футшток и памятник блокадной колюшке

Морской музей — частный музей в Кронштадте. Он посвящен истории водолазного дела и работе подводников во время Великой Отечественной войны. Сотрудники музея проводят бесплатные экскурсии по предварительному заказу. Мне не удалось там побывать: в 2019 году музей закрыли на реконструкцию. Информацию об открытии уточняйте в группе музея во Вконтакте.

Желание нужно не только прошептать в ухо, но и написать на бумажке, обернуть ею монету и забросить в гнездо на вершине дерева
Желание нужно не только прошептать в ухо, но и написать на бумажке, обернуть ею монету и забросить в гнездо на вершине дерева

В том же Безымянном переулке, где стоит Дерево желаний, есть еще один интересный памятник — котел. Его установили в 1999 году. Туристы и местные бросают в него монетки на счастье в доме. Изображение котла есть на гербе Кронштадта, и с ним связана целая легенда. После взятия Петром I крепости Ниешанц шведы заметили русские шлюпки и срочно бежали с острова, бросив котелок, в котором варилась уха. В честь этого трофея остров назвали Котлин, а позже на нем был основан город Кронштадт.

Путеводитель по Кронштадту

Кронштадт: как добраться, стоимость и режим работы музеев

Практическая информация для посещения Кронштадта: как доехать на маршрутках и автобусах, режим работы и цены на билеты в музеи

1

Военные корабли в Средней (Петровской) гавани

Во время поездки в Кронштадт обязательно посмотрите на военные корабли, которые стоят в самом центре города – в Средней гавани, что очень удобно для туристов. Это одна из главных достопримечательностей Кронштадта и визитная карточка города.

2

Форты Кронштадта

Начиная с 1704 года для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка крепостей – форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе.

3

Морской собор

Грандиозная постройка является уникальным памятником героизму и отваге русских моряков. В храме находятся мемориальные доски с именами тех, кто отдал свою жизнь, защищая Отечество на море.

4

Памятник адмиралу Макарову

Напротив величественного Морского собора на Якорной площади Кронштадта установлен замечательный памятник адмиралу Макарову, вся недолгая жизнь которого была посвящена русскому флоту.

5

Макаровский мост

Прогуливаясь по Якорной площади, обратите внимание на Макаровский мост с ажурной боковой конструкцией. Это сооружение названо по имени кораблестроителя, исследователя и адмирала Степана Макарова

6

Петровский док

Петровский док – это одно из старейших гидротехнических сооружений Кронштадта, строительство которого было начато еще при Петре Первом. В доке одновременно мог выполняться ремонт десяти больших кораблей.

7

Кронштадтский футшток и здание мареографа

Футшток – это планка-линейка с нанесенными на нее делениями для измерения уровня водной поверхности. Футшток в Кронштадте – один из старейших в мире, а его показания необходимы не только для определения уровня воды в Финском заливе.

8

Памятник колюшке

Напротив Кронштадского футштока на стене Обводного канала Вы увидите необычный памятник колюшке, спасшей от голодной смерти тысячи ленинградцев во время блокады.

9

Маяк в Кронштадте (Задний створный знак Кронштадтского рейда)

Большинство туристов считает, что эта светлое, романтичного вида сооружение является маяком, на самом деле, во всех навигационных картах оно числится как Задний створный знак Кронштадтского рейда.

10

Итальянский дворец

Это величественное здание возведено для Александра Меншикова, сподвижника Петра Первого, первого губернатора Кронштадта.

11

Памятник Петру I и Петровский парк

В самом сердце Кронштадта есть место, пронизанное тишиной и спокойствием, это Петровский парк, который иногда называют местом встречи романтиков. В центре его, по велению Николая I, установлен памятник основателю города Петру I.

12

Петровская пристань (Зимняя пристань)

Именно сюда прибывают все теплоходы из Санкт-Петербурга, а часть пристани занята кораблями Балтийского флота. Петровская пристань является парадными морскими воротами города.

Обводный канал

Обводный канал – это одно из самых живописных мест острова Котлин, его часто называют жемчужиной Кронштадта. Прогулки вдоль берегов протоки популярны у туристов.

13

Провиантские склады (магазины) адмиралтейства

На западном и северном берегу Обводного канала можно увидеть старые неоштукатуренные здания из красного кирпича.

14

Купеческая гавань

До сооружения Морского канала суда не могли пройти из Финского залива в Санкт-Петербург и останавливались на острове Котлин, в гаванях Кронштадта. Купеческая гавань служила местом для перегрузки грузов с морских торговых судов на небольшие.

15

Памятник котлу и герб Кронштадта

Оригинальное сооружение появилось в Кронштадте в 1999 году в Безымянном переулке, ставшем с того времени пешеходной зоной. Кроме того, изображение котла можно заметить и на гербе города.

16

Дерево желаний

Дерево желаний – это необычная достопримечательность Кронштадта, рядом с которой можно увидеть не только туристов, но и жителей города. Даже занятые люди, политики и бизнесмены, приходят сюда, чтобы загадать свое самое сокровенное желание.

17

Орудие старшины 1-ой статьи Ивана Тамбасова

Недалеко от Морского собора Кронштадта Вы увидите 76-мм артиллерийскую установку К-81 – орудие, из которого вел обстрел старшина 1-ой статьи Иван Тамбасов.

18

Памятник подводникам Балтики

Одна из достопримечательностей Кронштадта – памятник подводникам Балтики, установленный 9 мая 2000 года, в 55-годовщину победы в Великой Отечественной войне, выполненный из ограждения рубки подводной лодки С-156.

19

Владимирский собор

В центре Кронштадта обратите внимание на белоснежный, словно воздушный храм с мозаичными иконами, луковичными куполами и колокольней. Это один из самых старых храмов города – Владимирский собор.

20

Памятник Иоанну Кронштадтскому

Скульптурная композиция создана в 2008 году, к 100-летию его кончины и находится в сквере рядом с домом, где он прожил 53 года. Это первый в России памятник священнослужителю.

21

Памятный камень в честь изобретения Поповым в 1895 году радио

Памятный камень в честь изобретения радио русским ученым установлен на Тулонской аллее, на берегу Финского залива в 1995 году, к 100-летию этого события.

22

Летний сад

Летний сад – это старейший сквер в Кронштадте, созданный еще при Петре Первом. В начале XVIII века он представлял собой «царский город», в котором находились дома царя и его ближайших помощников.

Частные гиды в Кронштадте

Более детально с Кронштадтом вам помогут ознакомиться русские частные гиды.На проекте Эксперты.Туристер.Ру зарегистрирован 1 русский гид в Кронштадте.

Эксперт Вадим Дроздов (Vadim78) Вадим Дроздов
11 экскурсий

Достопримечательности Кронштадта на видео

Экскурсии на форт «Великий князь Константин»

Экскурсии проходят круглый год. Летом от форта отправляется паром «Риберпан». На нем проводят экскурсии по всем фортам Кронштадта. Зимой можно посетить только обзорную экскурсию по форту «Великий князь Константин». Передвигаться в это время года придется только пешком.

Гид расскажет вам об истории форта, его создании, проведет по всем сооружениям. Вы узнаете, как была устроена морская крепость, и как моряки в XIX веке проходили службу на острове Котлин.

  • вход 100 рублей с человека;
  • дети до 7-ми лет бесплатно;
  • въезд на автомобиле — 150 рублей;
  • стоимость услуг гида — 1000 рублей в час на группу от 1 до 45 человек.

В 1807 году Александр I издал указ об укреплении крепости Кронштадта. Причиной этого стали непростые отношения с Англией. Артиллерийскую батарею построили в два яруса из соснового бруса.

В тыльной части батареи появились бараки для хранения боеприпасов и одноэтажный караульный дом. Работы по строительству этих сооружений завершились в 1808 году. Кстати, изначально форт называли Южной батареей.

В ноябре 1824 года из-за сильного наводнения (вода поднялась на 3,5 метра) и ураганного ветра многие батареи в Кронштадте были повреждены. Тогда и подумали о том, чтобы сделать укрепления не из дерева, а из камня.

Вид фортов с Финского залива во время Крымской войны остановил англо-французскую эскадру от нападения на Кронштадт. После того, как неприятели покинули залив, началась подготовка к перестройке временных укреплений из дерева — их решили сделать каменными. Работы начались в 1858 году и завершились через три года.

Затем для усиления форта Константиновскую батарею объединили с четвертой батареей. Левый фланг удлинили на 80 метров — там установили пушки Круппа. На правом фланге построили казарму, которую укрепили двухметровой каменной стеной и земляным валом.

В 1868 году там соорудили еще один бруствер и казарму. В 1890 году на построенной дамбе, которая вела на остров Котлин (там находится Кронштадт и форт «Константин»), проложили железную дорогу. В 1896 году для расширения форта засыпали часть гавани. Сняли все металлические брустверы и возвели бетонную батарею.

Форт не был задействован в годы Первой мировой и Гражданской войн. А вот во время Великой Отечественной войны форт стал мощной поддержкой для защитников Ораниенбаумского плацдарма.

В 1960-х годах форт исключают из списка фортификационных сооружений и разоружают. В 80-х годах XX века на территории форта используется в качестве автобазы.

С 2000 по 2005 годы на территории форта устраивали музыкальные фестивали, а с 2006 года там появляется культурно-туристический центр и яхт-клуб. Там до сих пор проводят различные фестивали и исторические реконструкции.

Самая интересная достопримечательности Кронштадта – это его форты. Форт – это крепость на острове или остров-крепость. Форты были построены на острове Котлин, где располагается город Кронштадт и на окрестных естественных и искусственных островах для защиты Санкт-Петербурга. Самый большой из фортов – Александр I, который многократно превышает по размерам более известный французский форт Баярд.

Достопримечательности Кронштадта

К сожалению, в настоящее время все форты находятся в полуразрушенном и заброшенном состоянии. Энтузиасты добираются до фортов зимой по льду Финского залива. Также организуются экскурсии на туристических катерах до фортов из Санкт-Петербурга и от причала на острове Котлин около форта Константин.

Подробнее о фортах Кронштадта {amp}gt;{amp}gt;

В летнее время организованы водные экскурсии, позволяющие осмотреть сохранившиеся укрепления. В ходе экскурсии Вы услышите рассказ о военном прошлом и трудном настоящем времени Кронштадтской крепости. Обычно экскурсии проводятся без высадки на территорию укреплений. И даже у людей, далеких от истории, впечатления от увиденного бывают очень сильными.

Как добраться

Маршрутки и автобусы

  • от метро «Старая Деревня» автобус № 101. Стоимость проезда – 40 рублей. Интервал около 30 минут, очень много народа.
  • от метро «Черная Речка» № К-405. Стоимость проезда – 79 рублей. (2019 г., рекомендованный вариант)
  • от метро «Проспект Просвещения» № К-407. Стоимость проезда – 79 рублей.

Время в пути около 40 минут.

Достопримечательности Кронштадта

Экскурсионные автобусы. Кассы нескольких туристических фирм находятся у фасада Гостиного двора на Невском проспекте. Стоимость билетов порядка 1000 рублей. Автобусы различных турфирм отправляются в разное время и в разные дни. В стоимость входит обзорная экскурсия, посещение Морского собора и форта Константин. Подробно такой вариант поездки описан в путевых заметках о Кронштадте.

Главным музеем Кронштадта был музей «Кронштадская крепость», рассказывающий об истории города и крепости. Музей располагался галереях Морского собора. С июня 2009 года музей закрыт в связи с реставрацией собора. Теперь собор является действующим храмом. Планируется открыть 4 зала музея в галереях второго этажа.

Форт открыт для посещения круглосуточно. Отель, находящийся на его территории, тоже работает круглосуточно.

Также вы можете воспользоваться услугами местных служб такси — «Яндекс. Такси» и Uber.

Форт «Константин» на google-панораме

Форт «Великий князь Константин» на видео

Культурно-спортивный комплекс

Кроме экскурсий по форту, там можно посетить Музей маяков или заняться экстремальными видами спорта. Также там можно отдохнуть с друзьями и остановиться в отеле на воде.

Музей маяков

На форту «Великий князь Константин» есть Музей маяков. Он находится в отреставрированной казарме 1870 года. Вы сможете узнать о том, как на протяжении нескольких веков менялись маяки, также вы увидите экспонаты — устройства, которые используются на маяках, буях и навигационных знаках России, стран СНГ и Европы, а также специальные фонари, секстант и звездный глобус.

Режим работы музея

  • работает со вторника по воскресенье с 12:00 до 20:00,
  • понедельник — выходной.

Стоимость билетов

  • посещение музея с экскурсоводом — 350 рублей;
  • школьники, студенты и пенсионеры — 250 рублей.

На острове Котлин находится парк активного отдыха «КингВинч» (Kingwinch). Там есть скалодром, батуты, веревочный городок, можно покататься на вейкборде, позаниматься кайтсерфингом и вейксерфингом. В парке можно просто отдохнуть большой компанией, арендовав беседку для барбекю.

Режим работы

  • парк работает с понедельника по пятницу 12:00 до 22:00,
  • в субботу и воскресенье — с 11:00 до 23:00.

Стоимость услуг

  • катание на вейкборде — от 400 до 500 рублей;
  • веревочный городок — от 300 до 400 рублей;
  • скалодром и батуты — от 300 до 400 рублей;
  • аренда беседок — от 600 до 5 000 рублей;
  • кайтсерфинг — 350 рублей;
  • вейксерфинг — от 1800 до 2000 рублей.

Южные форты Кронштадта

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

  • Первый форт Кронштадта – Кроншлот.

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек -14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    [Форт Кроншлот на карте]

  • Форты №1 Южный и №2 Южный – Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    [Форт №1 Южный на карте]

    [Форт №2 Южный – Дзичканец на карте]

  • Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865 – 1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну  и по немецким самолетам.

    [Форт Милютин на карте]

  • Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    [Форт Император Павел I на карте]

  • Батарея Князь Меньшиков построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань

    [Батарея Князь Меньшиков на карте]

  • Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости Александр I – форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр – 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

    [Форт Александр I на карте]

Другие известные форты мира

  • В мае 1854 году между фортами Павел I  и император Александр I впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах 
  • Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица – отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы 
  • В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» 
  • В конце 90-х годов, несмотря на протесты местных жителей, на фортах Константин и Александр I стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены
  • Один из самых известных фортов в мире – Форт №2 Великого Петра на горе Варгина в пригороде Владивостока. Это самый мощное пехотное укрепление в мире, его площадь больше двух площадей Петропавловской крепости, длина сплошного опоясывающего рва – 1600 погонных метров, а общая длина всех закрытых и подземных помещений – 3500 метров
  • На северо-западе штата Калифорния расположен форт Росс – бывшее русское поселение, основанное в 1812 году на высоком берегу Тихоокеанского побережья Калифорнии в 40 км от Санта-Роза и в 80 км от Сан-Франциско  
  • Во время Второй мировой войны в 1943-1944 годах по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла в устьях рек Темза и Мерси были сооружены так называемые Морские форты Маунселла. На мелководье Северного моря видны необычные заброшенные сооружения, целью которых в годы войны было защитить промышленные центры Англии от воздушных атак со стороны моря, подхода кораблей к Лондону и Ливерпулю и не позволить бомбить порты. Пути прохода кораблей минировались, а построенные 21 башня были оснащены радиолокаторами, зенитными орудиями и прожекторами.

Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт – надежным защитником Санкт-Петербурга.

Береговые форты Кронштадта

  • Форт Константин, расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников – английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

    [Форт Константин на карте]

  • Форт Цитадель был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в Император Петр I.

    [Форт Цитадель (Петр I) на карте]

  • Форт Риф, построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.

    [Форт Риф на карте]

  • Форт Шанец расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа Шанц. В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф.

    [Форт Шанец на карте]

Северные форты Кронштадта

К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен, которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.

Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне.

К концу 20 века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними.

В 1910 году форт А был переименован в Тотлебен в честь Э.И. Тотлебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Форт В назван в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в Первомайский и Красноармейский.

К началу Первой мировой войны крепости Тотлебен и Обручев были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.

[Форт Обручев на карте]

[Форт Тотлебен на карте]

Не выходите на лед залива, особенно в начале зимы и весной

[1-й Северный форт на карте]

[2-й Северный форт на карте]

[3-й Северный форт на карте]

[4-й Северный форт на карте]

[5-й Северный форт на карте]

Сувенирные магазины обычно — кровь из глаз, но в Кронштадте морская тема диктует милый сердцу минимализм. От термоса или кружки с якорем, например, я бы не отказалась

[6-й Северный форт на карте]

[7-й Северный форт на карте]

Форты Кронштадта – участие в сражениях

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

В сражении 23-24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

Кронштадт: как добраться, стоимость и режим работы музеев

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить.

 Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939-1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса.

Будущее фортов

В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель. В рамках фестиваля «Эко берег» в 2011 году прошел конкурс среди молодых архитекторов на лучший архитектурный проект плавучего форт отеля. Из 27 представленных работ первое место жюри  присудило лучшему по концепции и выразительности проекту Ивана Владиславовича Кожина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru