Кронштадт питер

Как добраться до Кронштадта

Маршрутки и автобусы

  • от метро «Старая Деревня» автобус № 101. Стоимость проезда – 40 рублей. Интервал около 30 минут, очень много народа.
  • от метро «Черная Речка» № К-405. Стоимость проезда – 79 рублей. (2019 г., рекомендованный вариант)
  • от метро «Проспект Просвещения» № К-407. Стоимость проезда – 79 рублей.

Время в пути около 40 минут.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Экскурсионные автобусы. Кассы нескольких туристических фирм находятся у фасада Гостиного двора на Невском проспекте. Стоимость билетов порядка 1000 рублей. Автобусы различных турфирм отправляются в разное время и в разные дни. В стоимость входит обзорная экскурсия, посещение Морского собора и форта Константин. Подробно такой вариант поездки описан в путевых заметках о Кронштадте.

Главным музеем Кронштадта был музей «Кронштадская крепость», рассказывающий об истории города и крепости. Музей располагался галереях Морского собора. С июня 2009 года музей закрыт в связи с реставрацией собора. Теперь собор является действующим храмом. Планируется открыть 4 зала музея в галереях второго этажа.

Прогулки по Кронштадту

Путешествие по городу начнем с улицы Ленина, где вскоре покажется Гостиный двор желто-белого цвета. Свой желтый цвет фасад Двора приобрел в 1894 году. История Гостиного двора началась с приезда в этот район, в 1827 году, императора Николая I. Его поразил беспорядок торговых рядов, которые располагались в этой части города.

Всюду валялся мусор, стояли ветхие палатки. По его распоряжению началось возведение приличного здания, которое получил наименование – Гостиный двор. Здание было построено в 1832 году по эскизам и чертежам инженера В.И. Маслова. Инженер-полковник взял за образец «Гостинку», что в Петербурге только уменьшил размеры.

Гостиный двор привлекателен сегодня еще и тем, что рядом с ним находится великолепный «поющий» фонтан, открытый в 2004 году. Он стал одним из даров городу к празднованию 300-летия Кронштадта. Очертание чаши фонтана похоже на облик форта Кроншлот. Как только стемнеет, струи воды  расцвечиваются подсветкой фонтана.

Напротив Гостиного двора находится Центральная библиотека города, а через дорогу размещается Андреевский сквер, названный по наименованию Андреевского храма, который был разобран в 1932 году. Из Андреевского сада можно пройти в сторону Синего моста и Обводного канала – одного из самых романтичных мест в городе.

Этот комплекс появился здесь по указу Екатерины II, после того как в 1783 году Адмиралтейство в Петербурге пострадало во время пожара. Адмиралтейство в Кронштадте было построено в 1780-1790 годах. Над проектом здания работали несколько архитекторов: М.Н. Ветошников, В. И. Баженов и А. Н. Акутин, а затем Ч. Камерон и А. Д. Захаров.

Дальше мы видим забавную достопримечательность Кронштадта – Дерево желаний, в виде дерева с большим ухом и добродушной улыбкой. Он был установлен в Кронштадте в 2004 году. Правда, за такой короткий срок процесс загадывания желаний не отработан еще до конца.

Дальше путь идет по берегу Обводного канала до очередной постройки, сооруженной по эскизам  архитектора В. И. Баженова, которая также  принадлежала Адмиралтейству.

Прогулка по Кронштадту продолжается, и мы выходим к Купеческой гавани, часть которой называется Итальянский пруд.Здесь мы увидим знаменитый Синий мост -футшток. Его ноль расположенв устое моста. Футшток – это вид  прибора, применяемого для установления колебаний и уровня воды в реке или море. Футшток Кронштадта имеет особенное значение, так как от его нулевой отметки ведется отсчет водных высот и глубин на всей территории бывшего СССР. За идеальную отметку принято многолетнее значение среднего уровня, зафиксированного в Балтийском море.

Служба футштока начала действовать по инициативе Петра I, еще в 1707 году. Слежение за уровнем воды в море стало насущной необходимостью, так как от его изменений зависела безопасность прохождения судов и возможность предсказывать наводнения. У Синего моста можно увидеть интересный памятник рыбке колюшке, которая во время блокады спасла от голода тысячи жизней.

Кронштадт, Гостинный двор

От Синего моста можно увидеть прямоугольной формы Итальянский пруд, устроенный под руководством Д. Фонтана в 1717-1727 годах. Он был частью Купеческой гавани, где суда вставали под разгрузку и заходили на зимнюю стоянку. На берегу пруда можно увидеть портовый кран XIX века и пушки XVIII – XIX веков, обращенные в сторону залива.

На Макаровской улице располагается Итальянский дворец. Это была резиденцияпервого кронштадского губернатора А. Д. Меншикова. После ареста Меншикова дворец был отдан в казну, и после этого в нем размещались самые разные учреждения. Несмотря ни на что, здание сохранило те черты, которые были характерны для построек 1-ой четверти XVIII века.

Когда мы дойдем до конца Итальянского пруда, то окажемся перед каналом Петровского дока. Петровский док возник по инициативе Петра I, которого волновало отсутствие ремонтной базы для растущего флота на Балтике. Петр Великий хотел, чтобы ремонт и строительство кораблей осуществлялось на острове Котлин, и сам лично разработал проект этого дока.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Пройдя через канал Петровского дока, пройдемся к Петровской пристани. Пристань была создана при Петре I, а нынешний вид гавань приобрела только лишь в 1882 году. На этой пристани происходили встречи с высокопоставленными особами, отсюда провожали русские корабли, уходившие в поход, с этой пристани уходили в путь первопроходцы на новые земли.

Рядом с Петровской пристанью разбит великолепный Петровский парк. Когда-то это место занимало огромное болото. Когда строился Петровский док, болото засыпали выкопанным грунтом, в результате образовался плац, где проводили смотры, учения, устраивали публичные наказания. Работы по разбивке парка выполнил инженер Н.И.

Дальше пройдемся по Петровской пристани и зайдем в Летний сад – историческое место. В давние времена здесь росли сливы, абрикосы и даже пальмы. В саду стоят два памятника, один посвящен клиперу «Опричник», который пропал без вести в 1861 году, на обратном пути из экспедиции на Дальний Восток. Второй – рассказывает о подвиге мичмана А.А. Домашенко, который был совершен во время перехода судна под названием «Азов» в Средиземное море.

Из Летнего сада пройдем к Якорной площади – одному красивейших мест Кронштадта. Якорная площадь треугольной формы появилась здесь еще в середине XVIII века. Название дано по причине хранения здесь якорных цепей и корабельных якорей. Якорная площадь была центром общественной жизни города, именно здесь прошел митинг в 1921 году, после которого поднялось антибольшевистское восстание.

Кронштадт, Адмралтейство

Важнейшим объектом площади является  Морской собор. Высота Морского собора более 70 метров. Он был возведен в 1901-1913 гг. по проекту архитектора Василия Косякова.Ошеломляющее впечатление производит иконостас из белого мрамора, его тонкая ажурная резьба, выполненная скульптором Н.А. Поповым. Собор во все времена поражал огромными размерами и превосходной отделкой. Он строился как памятник всем морякам, когда-либо погибшим в боях, при кораблекрушениях, а также всем погибшим, служившим на кораблях.

Завершим свое путешествие по Кронштадту у собора Владимирской иконы Божией Матери, возведенном в 1876–1880 по проекту архитекторов Д. И. Гримм, Х. И. Грейфан. Он был освящен в 1880 году. С 2000 возобновлены богослужения в верхнем храме. Сегодня здесь ведутся большие реставрационные работы. Старинный собор является памятником архитектуры, охраняемый государством.

Экскурсии на форты Кронштадта

Самая интересная достопримечательности Кронштадта – это его форты. Форт – это крепость на острове или остров-крепость. Форты были построены на острове Котлин, где располагается город Кронштадт и на окрестных естественных и искусственных островах для защиты Санкт-Петербурга. Самый большой из фортов – Александр I, который многократно превышает по размерам более известный французский форт Баярд.

К сожалению, в настоящее время все форты находятся в полуразрушенном и заброшенном состоянии. Энтузиасты добираются до фортов зимой по льду Финского залива. Также организуются экскурсии на туристических катерах до фортов из Санкт-Петербурга и от причала на острове Котлин около форта Константин.

Подробнее о фортах Кронштадта {amp}gt;{amp}gt;

Крнштадт, Мареграф

В летнее время организованы водные экскурсии, позволяющие осмотреть сохранившиеся укрепления. В ходе экскурсии Вы услышите рассказ о военном прошлом и трудном настоящем времени Кронштадтской крепости. Обычно экскурсии проводятся без высадки на территорию укреплений. И даже у людей, далеких от истории, впечатления от увиденного бывают очень сильными.

Южные форты Кронштадта

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCA3hpCPyroJy9GeyCJCHDjQ

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

  • Первый форт Кронштадта – Кроншлот.

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек -14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    [Форт Кроншлот на карте]

  • Форты №1 Южный и №2 Южный – Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    [Форт №1 Южный на карте]

    [Форт №2 Южный – Дзичканец на карте]

  • Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865 – 1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну  и по немецким самолетам.

    [Форт Милютин на карте]

  • Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    [Форт Император Павел I на карте]

  • Батарея Князь Меньшиков построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань

    [Батарея Князь Меньшиков на карте]

  • Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости Александр I – форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр – 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

    [Форт Александр I на карте]

Береговые форты Кронштадта

  • Форт Константин, расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников – английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

    [Форт Константин на карте]

  • Форт Цитадель был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в Император Петр I.

    [Форт Цитадель (Петр I) на карте]

  • Форт Риф, построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.

    [Форт Риф на карте]

  • Форт Шанец расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа Шанц. В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф.

    [Форт Шанец на карте]

Северные форты Кронштадта

К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен, которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.

Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне.

К концу 20 века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними.

Кронштадт, Итальянский пруд

В 1910 году форт А был переименован в Тотлебен в честь Э.И. Тотлебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Форт В назван в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в Первомайский и Красноармейский.

К началу Первой мировой войны крепости Тотлебен и Обручев были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.

[Форт Обручев на карте]

[Форт Тотлебен на карте]

[1-й Северный форт на карте]

[2-й Северный форт на карте]

[3-й Северный форт на карте]

Кронштадт, Итальянский дворец

[4-й Северный форт на карте]

[5-й Северный форт на карте]

[6-й Северный форт на карте]

[7-й Северный форт на карте]

Форты Кронштадта – участие в сражениях

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

В сражении 23-24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить.

 Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939-1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса.

Будущее фортов

В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель. В рамках фестиваля «Эко берег» в 2011 году прошел конкурс среди молодых архитекторов на лучший архитектурный проект плавучего форт отеля. Из 27 представленных работ первое место жюри  присудило лучшему по концепции и выразительности проекту Ивана Владиславовича Кожина.

Интересные факты

  • В мае 1854 году между фортами Павел I  и император Александр I впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах 
  • Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица – отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы 
  • В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» 
  • В конце 90-х годов, несмотря на протесты местных жителей, на фортах Константин и Александр I стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены

Другие известные форты мира

  • Один из самых известных фортов в мире – Форт №2 Великого Петра на горе Варгина в пригороде Владивостока. Это самый мощное пехотное укрепление в мире, его площадь больше двух площадей Петропавловской крепости, длина сплошного опоясывающего рва – 1600 погонных метров, а общая длина всех закрытых и подземных помещений – 3500 метров
  • На северо-западе штата Калифорния расположен форт Росс – бывшее русское поселение, основанное в 1812 году на высоком берегу Тихоокеанского побережья Калифорнии в 40 км от Санта-Роза и в 80 км от Сан-Франциско  
  • Во время Второй мировой войны в 1943-1944 годах по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла в устьях рек Темза и Мерси были сооружены так называемые Морские форты Маунселла. На мелководье Северного моря видны необычные заброшенные сооружения, целью которых в годы войны было защитить промышленные центры Англии от воздушных атак со стороны моря, подхода кораблей к Лондону и Ливерпулю и не позволить бомбить порты. Пути прохода кораблей минировались, а построенные 21 башня были оснащены радиолокаторами, зенитными орудиями и прожекторами.

https://www.youtube.com/watch?v=2dPe05Vp6m0

Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт – надежным защитником Санкт-Петербурга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru