Кронштадт фото города

Как добраться до Кронштадта

Маршрутки и автобусы

  • от метро «Старая Деревня» автобус № 101. Стоимость проезда – 40 рублей. Интервал около 30 минут, очень много народа.
  • от метро «Черная Речка» № К-405. Стоимость проезда – 79 рублей. (2019 г., рекомендованный вариант)
  • от метро «Проспект Просвещения» № К-407. Стоимость проезда – 79 рублей.

Время в пути около 40 минут.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Экскурсионные автобусы. Кассы нескольких туристических фирм находятся у фасада Гостиного двора на Невском проспекте. Стоимость билетов порядка 1000 рублей. Автобусы различных турфирм отправляются в разное время и в разные дни. В стоимость входит обзорная экскурсия, посещение Морского собора и форта Константин. Подробно такой вариант поездки описан в путевых заметках о Кронштадте.

Главным музеем Кронштадта был музей «Кронштадская крепость», рассказывающий об истории города и крепости. Музей располагался галереях Морского собора. С июня 2009 года музей закрыт в связи с реставрацией собора. Теперь собор является действующим храмом. Планируется открыть 4 зала музея в галереях второго этажа.

Маршрут

Якорная площадь — главная площадь Кронштадта. На ней проходят все городские мероприятия. Когда-то здесь складировали якоря — отсюда и возникло название. На Якорной площади сохранилась чугунная мостовая, а в центре площади плиткой выложено изображение якоря. Рисунок хорошо видно только с высоты. Дальше я расскажу, откуда можно его разглядеть.

На площади сосредоточены знаковые достопримечательности города: Никольский морской собор, памятники адмиралам Ушакову и Макарову, Вечный огонь.
Вечный огонь в большинстве городов посвящен погибшим в Великую Отечественную войну, но на Якорной площади это братская могила погибших в годы революции и гражданской войны.

Кронштадт фото города

Бронзовый памятник океанографу, военному губернатору Кронштадта и вице-адмиралу Макарову — масштабное и экспрессивное сооружение. Не сразу понимаешь, что клубится у ног адмирала: морские волны или хвост дракона.

Памятник адмиралу Ушакову скромнее, зато он стоит прямо перед Никольским морским собором и к нему ведет красивая рябиновая аллея. Ушаков — единственный в мире адмирал, причисленный к лику святых.

Никольский морской собор — главный морской храм России
Никольский морской собор — главный морской храм России
Летопись погибших на флоте велась с конца 17 века и до 1918{amp}amp;nbsp;года
Летопись погибших на флоте велась с конца 17 века и до 1918 года
После Никольского морского собора всегда болит шея: стоишь, задрав голову, и рассматриваешь роспись купола
После Никольского морского собора всегда болит шея: стоишь, задрав голову, и рассматриваешь роспись купола

Во время обзорной экскурсии посетители узнают историю храма и могут подняться на балконы. Подъем под купол даст возможность посмотреть на храм с высоты и подробнее разглядеть впечатляющую потолочную роспись.

Я брала экскурсию на колокольню, и мне очень понравилось. Сначала мы слушали рассказ об истории Морского собора, сидя в царской ложе — отсюда наблюдал за богослужениями Николай II. Потом поднялись на площадку, где находится главный колокол. Он огромный: не сразу понимаешь, что над тобой свод колокола, а не просто круглая крыша.

Именно с колокольни собора видно, что узор плитки на площади — это изображение якоря
Именно с колокольни собора видно, что узор плитки на площади — это изображение якоря
Еще с колокольни видно город и море
Еще с колокольни видно город и море

Музей истории Кронштадта тоже находится на Якорной площади. Экспозиции рассказывают об истории города начиная со строительства фортов в 1700-е годы и заканчивая советским временем. Как пишут на сайте музея, экспонаты для него приносили сами жители города.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Мне понравилось рассматривать разные морские приспособления, макеты подводных лодок и прочие интересные штуки: например, респиратор для лошади или чучело пингвина Адели. Но больше всего впечатлила реконструкция комнаты блокадного Кронштадта: маленькая комнатка с ребенком-куклой на кровати и бессильно лежащей на столе истощенной женщиной.

На вид ничего особенного, но, когда стоишь на пороге, пробирает до мурашек
На вид ничего особенного, но, когда стоишь на пороге, пробирает до мурашек

У музея есть филиал, который находится на Ленинградской улице. В здании бывшей водонапорной башни представлена экспозиция «Подводная археология». Она рассказывает об истории кораблекрушений. Там можно увидеть артефакты, поднятые с затонувших боевых и торговых судов.

В некоторые праздники вход в музей свободный. В 2019 году это были День Победы, День защиты детей, День России и другие. Информацию о бесплатных днях уточняйте на сайте музея.

Экскурсия по одной экспозиции стоит 750 Р для группы до 15 человек, если группа от 16 человек — 50 Р с каждого. Входные билеты в эту стоимость не включены.

Летний сад — первый парк Кронштадта. Когда-то здесь стоял домик Петра I, но он был разрушен во время революции. На месте нынешней главной аллеи парка проходила первая улица города — Петровская. В центре парка насыпана горка с гротом под ней. Здесь красиво летом и осенью, но зимой в парке нечего делать.

К Петровской пристани можно пройти через Петровский парк. В его центре — памятник Петру I, основавшему Санкт-Петербург и Кронштадт. Он установлен лицом к пристани, морю и военным кораблям.

Туристы приходят на Петровскую пристань, чтобы посмотреть на корабли и сфотографироваться на их фоне. В Кронштадте базируются учебные, боевые и исследовательские суда Балтийского флота, например гидрографическое судно «Сибиряков», учебный «Перекоп», противолодочный корабль «Казанец», тральщик БТ-115 и другие. Иногда корабли уходят в рейды — их количество постоянно меняется.

Морской Никольский собор в Кронштадте

Интереснее всего на пристани в День Балтийского флота, 18 мая, и в День Военно-морского флота, который отмечают в последнее воскресенье июля. В Кронштадт приходят корабли из Балтийска — это город под Калининградом, где тоже расположена военно-морская база Балтийского флота. В эти дни организуют военно-морские парады и гостей пускают на борт военных кораблей.

Если бы не льды, можно было бы решить, что ты в Севастополе, на берегу Южной бухты, где тоже стоят боевые корабли
Если бы не льды, можно было бы решить, что ты в Севастополе, на берегу Южной бухты, где тоже стоят боевые корабли

Деревянный маяк — один из символов Кронштадта. Он стоит чуть правее Петровской пристани, на пирсе Усть-Рогатка. Раньше к нему можно было подойти совсем близко. В 2019 году проход закрыт — пропускают лишь военных. Сфотографировать маяк можно только через решетку КПП, но даже несмотря на это полюбоваться на сооружение подходят почти все туристы в Кронштадте.

Я читала, что с 2018 года на Усть-Рогатке можно подняться на борт эсминца «Беспокойный». СМИ писали, что корабль пришвартовался в Кронштадте на вечную стоянку и превратился в бесплатный музей. В 2018 году корабль-музей действительно работал какое-то время. Но в 2019 многие туристы приезжали сюда ради «Беспокойного», наталкивались на закрытые ворота и писали сердитые отзывы.

Это фото сделано из-за забора КПП
Это фото сделано из-за забора КПП

Обводный канал. По его берегам стоят строения Адмиралтейства из красного кирпича, еще петровских времен. Особенно красиво здесь летом и осенью, когда деревья в листве. Если бы не заброшенность и неухоженность зданий, гулять по берегам канала было бы приятнее, чем по Новой Голландии в Петербурге.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Футшток и мареограф — дань морскому местоположению. Футшток — это чугунная линейка с делениями. Она установлена на опоре Синего моста через Обводный канал в Кронштадте. По кронштадтскому футштоку измеряют глубину Балтийского моря и все абсолютные высоты на территории России. Когда говорят, что какое-то место находится на высоте стольких-то метров над уровнем моря, — за точку отсчета берется именно кронштадтский ноль.

Памятник блокадной колюшке сложно заметить, если не знать о нем. Он находится на стене Обводного канала, напротив здания мареографа.

Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. Ее ловили сачками, корзинами, противогазовыми сумками. Сейчас кронштадтская колюшка — это не только память о блокаде: рыбаки приходят к памятнику, чтобы загадать удачный клев.

Здание мареографа — ориентир, где искать футшток и памятник блокадной колюшке
Здание мареографа — ориентир, где искать футшток и памятник блокадной колюшке

Морской музей — частный музей в Кронштадте. Он посвящен истории водолазного дела и работе подводников во время Великой Отечественной войны. Сотрудники музея проводят бесплатные экскурсии по предварительному заказу. Мне не удалось там побывать: в 2019 году музей закрыли на реконструкцию. Информацию об открытии уточняйте в группе музея во Вконтакте.

Желание нужно не только прошептать в ухо, но и написать на бумажке, обернуть ею монету и забросить в гнездо на вершине дерева
Желание нужно не только прошептать в ухо, но и написать на бумажке, обернуть ею монету и забросить в гнездо на вершине дерева

В том же Безымянном переулке, где стоит Дерево желаний, есть еще один интересный памятник — котел. Его установили в 1999 году. Туристы и местные бросают в него монетки на счастье в доме. Изображение котла есть на гербе Кронштадта, и с ним связана целая легенда. После взятия Петром I крепости Ниешанц шведы заметили русские шлюпки и срочно бежали с острова, бросив котелок, в котором варилась уха. В честь этого трофея остров назвали Котлин, а позже на нем был основан город Кронштадт.

Другая версия гласит, что памятник установлен в честь Горшка — лидера группы «Король и шут» Михаила Горшенева.

Детали

Погода. Кронштадт расположен на берегу холодного северного моря, поэтому летом здесь на несколько градусов прохладнее, чем в Санкт-Петербурге. Ледяной ветер на пристани дует часто, поэтому даже в мае лучше иметь при себе перчатки и шапку.

Зимой Финский залив замерзает и возникает желание подойти по льду поближе к маяку или кораблям. Но вы никогда не знаете, насколько лед хрупок. Классные фото не стоят того, чтобы провалиться в воду.

Не выходите на лед залива, особенно в начале зимы и весной
Не выходите на лед залива, особенно в начале зимы и весной

В зависимости от выбранного маршрута туристам показывают основные достопримечательности города и места боевой славы, рассказывают историю сохранившихся и утраченных храмов. Самой любопытной мне кажется экскурсия «Мифы и легенды Кронштадта»: все те же достопримечательности, но через призму мифических историй.

Пешеходная трехчасовая прогулка стоит 2500 Р для группы до 4 человек, 3000 Р — для 5—10 человек. Двухчасовая экскурсия на вашем авто будет стоить 2000 Р для 1—4 человек, транспорт музей не предоставляет.

Экскурсию по городу можно забронировать и в Никольском морском соборе: обычно группу набирают на 14:00, стоимость с человека — 300 Р.

Морские прогулки. В период навигации интересно попасть на морскую прогулку на пароме или теплоходе, увидеть с воды Кронштадт и форты. Она стоит 600 Р, для пенсионеров и школьников до 12 лет — 450 Р, детям до 7 лет — бесплатно. Отправление с Зимней пристани.

Если нет времени или желания самостоятельно добираться до города, можно отправиться на организованную экскурсию по Кронштадту из Санкт-Петербурга: автобусом или, в период навигации, по морю. Билеты на морские прогулки, которые начинаются в мае, можно купить уже зимой.

На сайте «Трипстер» услуги экскурсоводов предлагают местные жители.

Сувениры. Тематика сувениров в Кронштадте — конечно же, море и флот. В сувенирных магазинах можно купить тельняшку за 600 Р, бескозырку за 900 Р, макет подлодки за 8000 Р или атлас океанов за 6000 Р. Даже пупсы — и те в форме моряков.

Сувенирные магазины обычно — кровь из глаз, но в Кронштадте морская тема диктует милый сердцу минимализм. От термоса или кружки с якорем, например, я бы не отказалась
Сувенирные магазины обычно — кровь из глаз, но в Кронштадте морская тема диктует милый сердцу минимализм. От термоса или кружки с якорем, например, я бы не отказалась

Еда. Позавтракать или по-быстрому перекусить можно в пекарне «Хлебник» в Гостином дворе. Там большой стакан капучино стоит 99 Р, к нему можно взять кусок пирога с разными начинками, например с капустой, красной рыбой, курицей и грибами.

Среди ресторанов первое место на «Трипэдвайзоре» занимает Old Kotlin. Сами себя на сайте они представляют как «лучший ресторан Кронштадта». Old Kotlin находится рядом с Якорной площадью. Интерьер там стилизован под корабль. Цены низкими не назовешь: греческий салат — 360 Р, уха — 390 Р, треска с пюре из цветной капусты — 620 Р.

Морской Никольский собор в Кронштадте

Туристы также хвалят «Голландскую кухню». Там тоже морские мотивы в интерьере и меню и цены на уровне Old Kotlin: сельдь с луком и маринованными огурцами — 320 Р, уха по-царски — 450 Р, треска на подушке из шпината — 650 Р.

Уха в Old Kotlin 390 Р
Подъем на колокольню Никольского морского собора 300 Р
Музей истории Кронштадта 200 Р
Капучино в пекарне «Хлебник» 99 Р
Автобус от метро в Санкт-Петербурге и обратно 80 Р

Подъем на колокольню Никольского морского собора

300 Р

Музей истории Кронштадта

200 Р

Капучино в пекарне «Хлебник»

99 Р

Автобус от метро в Санкт-Петербурге и обратно

80 Р

Мы ищем людей, которые путешествуют самостоятельно. Если вы организовывали отпуск по России, ближнему зарубежью, популярным курортам или более экзотическим местам — поделитесь с нами опытом.

Экскурсии на форты Кронштадта

Самая интересная достопримечательности Кронштадта – это его форты. Форт – это крепость на острове или остров-крепость. Форты были построены на острове Котлин, где располагается город Кронштадт и на окрестных естественных и искусственных островах для защиты Санкт-Петербурга. Самый большой из фортов – Александр I, который многократно превышает по размерам более известный французский форт Баярд.

К сожалению, в настоящее время все форты находятся в полуразрушенном и заброшенном состоянии. Энтузиасты добираются до фортов зимой по льду Финского залива. Также организуются экскурсии на туристических катерах до фортов из Санкт-Петербурга и от причала на острове Котлин около форта Константин.

Подробнее о фортах Кронштадта {amp}gt;{amp}gt;

В летнее время организованы водные экскурсии, позволяющие осмотреть сохранившиеся укрепления. В ходе экскурсии Вы услышите рассказ о военном прошлом и трудном настоящем времени Кронштадтской крепости. Обычно экскурсии проводятся без высадки на территорию укреплений. И даже у людей, далеких от истории, впечатления от увиденного бывают очень сильными.

Южные форты Кронштадта

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

  • Первый форт Кронштадта – Кроншлот.

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек -14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    [Форт Кроншлот на карте]

  • Форты №1 Южный и №2 Южный – Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    [Форт №1 Южный на карте]

    [Форт №2 Южный – Дзичканец на карте]

  • Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865 – 1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну  и по немецким самолетам.

    [Форт Милютин на карте]

  • Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    [Форт Император Павел I на карте]

  • Батарея Князь Меньшиков построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань

    [Батарея Князь Меньшиков на карте]

  • Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости Александр I – форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр – 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

    [Форт Александр I на карте]

Береговые форты Кронштадта

  • Форт Константин, расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников – английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

    [Форт Константин на карте]

  • Форт Цитадель был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в Император Петр I.

    [Форт Цитадель (Петр I) на карте]

  • Форт Риф, построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.

    [Форт Риф на карте]

  • Форт Шанец расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа Шанц. В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф.

    [Форт Шанец на карте]

Северные форты Кронштадта

К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен, которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.

Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне.

К концу 20 века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними.

В 1910 году форт А был переименован в Тотлебен в честь Э.И. Тотлебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Форт В назван в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в Первомайский и Красноармейский.

К началу Первой мировой войны крепости Тотлебен и Обручев были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.

[Форт Обручев на карте]

[Форт Тотлебен на карте]

[1-й Северный форт на карте]

[2-й Северный форт на карте]

[3-й Северный форт на карте]

[4-й Северный форт на карте]

[5-й Северный форт на карте]

[6-й Северный форт на карте]

[7-й Северный форт на карте]

Форты Кронштадта – участие в сражениях

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

В сражении 23-24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

Морской Никольский собор в Кронштадте

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить.

 Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939-1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса.

Будущее фортов

В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель. В рамках фестиваля «Эко берег» в 2011 году прошел конкурс среди молодых архитекторов на лучший архитектурный проект плавучего форт отеля. Из 27 представленных работ первое место жюри  присудило лучшему по концепции и выразительности проекту Ивана Владиславовича Кожина.

Интересные факты

  • В мае 1854 году между фортами Павел I  и император Александр I впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах 
  • Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица – отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы 
  • В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» 
  • В конце 90-х годов, несмотря на протесты местных жителей, на фортах Константин и Александр I стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены

Другие известные форты мира

  • Один из самых известных фортов в мире – Форт №2 Великого Петра на горе Варгина в пригороде Владивостока. Это самый мощное пехотное укрепление в мире, его площадь больше двух площадей Петропавловской крепости, длина сплошного опоясывающего рва – 1600 погонных метров, а общая длина всех закрытых и подземных помещений – 3500 метров
  • На северо-западе штата Калифорния расположен форт Росс – бывшее русское поселение, основанное в 1812 году на высоком берегу Тихоокеанского побережья Калифорнии в 40 км от Санта-Роза и в 80 км от Сан-Франциско  
  • Во время Второй мировой войны в 1943-1944 годах по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла в устьях рек Темза и Мерси были сооружены так называемые Морские форты Маунселла. На мелководье Северного моря видны необычные заброшенные сооружения, целью которых в годы войны было защитить промышленные центры Англии от воздушных атак со стороны моря, подхода кораблей к Лондону и Ливерпулю и не позволить бомбить порты. Пути прохода кораблей минировались, а построенные 21 башня были оснащены радиолокаторами, зенитными орудиями и прожекторами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт – надежным защитником Санкт-Петербурга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru