Красивые места в кронштадте

Интересные факты

  • В мае 1854 году между фортами Павел I  и император Александр I впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах 
  • Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица – отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы 
  • В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» 
  • В конце 90-х годов, несмотря на протесты местных жителей, на фортах Константин и Александр I стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены
Форт Кроншлот
Форт Кроншлот
  • Кронштадт — это город-крепость, расположенный в Финском заливе на острове Котлин.
  • В допетровскую эпоху это место принадлежало Швеции, но в 1703 году, когда шведские корабли покинули остров, по распоряжению Петра Великого здесь для защиты Невской губы начал возводиться форт, получивший название Кроншлот. Это произошло 18 мая 1704 годасчитается официальной датой основания Кронштадта.
  • Через 20 лет после этих событий Петр Первый заложил на этом месте новую крепость — Кронштадт (Коронный город). По его планам, она должна была включать в себя все жилые кварталы и портовые строения. Такое же название получил и город, находившийся на острове.
  • За всю историю своего существования Кронштадт видел немало бедствий — это и сильнейший пожар 1764 года, и наводнение 1824 года, и восстания 1905 и 1921 годов, и авианалет войск Люфтваффе, в результате которого были уничтожены многие корабли, разрушены исторические постройки и Морской завод, и блокада.
  • Начиная с послевоенных лет и вплоть до конца XX века Кронштадт был закрыт для простых людей — лишь в 1996 году его посещения стали возможными.
  • Старая часть города Кронштадт внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Население Кронштадта — 44,4 тыс. человек.
  • Расстояние до Санкт-Петербурга — 47 км (через КАД и Приморское шоссе), до Ломоносова — 24 км.

Достопримечательности Кронштадта

Кронштадт можно объехать на авто или же устроить по нему пешую прогулку – осмотр порта займет менее одного дня.

Это удивительный, невероятно красивый город со строгой планировкой, внушительным и одновременно парадным внешним видом. Ниже приведено описание самых популярных и эффектных его достопримечательностей.

Якорная площадь

Главная в Кронштадте. Имеет форму треугольника и вымощена рисунком якоря.

Ее ограничивают основные здания города – Морской Никольский собор, Адмиралтейство и Петровский док. Ее «изюминка» – единственная в стране чугунная мостовая.

Посещение собора обязательно нужно включить в маршрут путешествия. Невероятной красоты здание в неовизантийском стиле возводилось с 1903 по 1913 год. Это одна из главнейших достопримечательностей города, посвященная всем погибшим морякам, их мужеству и смелости.

  • Адрес: Якорная площадь, д. 1.
  • Режим работы: ежедневно, с 10:00 до 19:00.
  • Вход свободный.

Интересен тем, что очень похож на Байярд из известной телепередачи. Дата постройки – 1845 год.

В течение долгих лет – с 1896 до 1917, использовался как лаборатория по изучению и борьбе с заболеваниями: чумой, тифом, холерой, от чего здание и получило свое второе название.

  • Расположен к югу от Котлина.
  • Режим работы: с 11:00 до 20:00, для организованных групп.
  • Стоимость экскурсии: около 1000 руб.

Первый в городе, он был построен в 1704 году – именно с него началась история Кронштадта.

Форт отлично справлялся с оборонительной функцией, однако несколько раз его модернизировали: последний – во второй половине 19 века. Это режимный объект, поэтому попасть на его территорию не получится, доступен только внешний осмотр.

Красивые места в кронштадте

Первый заложен в 1898 году, второй – в 1896. Оба относятся к северной цепочке укреплений.

«Обручев» – самый большой и всех петербургских, «Тотлебен» имеет отличную сохранность. Попасть на каждый можно в рамках экскурсии.

Форт «Константин»

Возведение неприступной крепости началось еще в 1808 году, а последние изменения ее конструкции завершились лишь в 1901.

Сооружение имеет насыщенную, богатую историю, и является сегодня крупным историко-архитектурным комплексом, где открыт яхт-клуб и порт.

  • По территории ежедневно проводятся экскурсии.
  • Стоимость входа: 100 руб.
  • Стоимость экскурсии: 1000 руб.

Итальянский дворец

Великолепное здание в стиле классицизм появилось в 1717 году. Это была официальная резиденция Петра Первого, один из дворцов А. Меншикова, затем – штурманская школа, кадетский корпус, училище.

К сожалению, первоначальный облик постройки не сохранился: его постоянно перестраивали, улучшали, а в начале 20 века здесь произошел сильнейший пожар. Сегодня здание принадлежит Военно-морскому музею.

Адрес: ул.Макаровская, д. 3.

Дата его первого появления – 1782 год. За свою долгую историю храм несколько раз перестраивался и разрушался.

Стиль постройки – неовизантийский с элементами неорусского, а планировка внутреннего пространства схожа с раннехристианскими базиликами.

  • Адрес: ул. Владимирская, д. 32.
  • Режим работы: ежедневно, с 09:00 до 20:00.

Толбухин маяк

Основная информация о городе

Один из самых древних маяков России, возведенный на искусственном острове в 1719 году по приказу и личному рисунку Петра Великого. Изначально постройка была деревянной, каменной она стала в 1810 году.

В 1970 здесь появился причал. Маяк действует до сих пор.

  • Посетить его можно в рамках экскурсии в любое время года.
  • Часы работы достопримечательности зависят от времени тура, самостоятельно пройти внутрь не получится.

Перовский парк

Появился благодаря Ф. Ф. Беллинсгаузену, что в 1839 году решил разбить здесь сад. Главную аллею скверу украшает памятник Петру, установленный в 1846.

Здесь нет игровых площадок, кафе и аттракционов – это место для неспешной прогулки по набережной или широким, тенистым аллеям.

  • Занимает территорию на улице Макаровской.
  • Работает ежедневно и круглосуточно.

Летний сад

Главная аллея – остатки первой улицы города под названием Петровская перспектива, где находился домик Петра и небольшой сад.

В 1828 году И. И. Шарлеман начал реконструкцию парка.

На территории сада находится несколько любопытных монументов – мичману Домашенко, клиперу «Опричник», Джону Полу Джонсу, а также дуб, посаженный адмиралом Макаровым.

  • Расположен возле улиц Красной и Петровской.
  • Работает ежедневно и круглосуточно.

Петровский док

Красивые места в кронштадте

Первый «сухой док». Строился 35 лет – с 1719 по 1752, причем автором проекта был сам Петр Великий.

Постройка великолепно сохранилось, хотя уже долгие годы находится в заброшенном состоянии без какой-либо реставрации.

Попасть на территорию памятника истории можно абсолютно свободно.

Занимает два здания.

В первом – Якорная площадь, д. 2а, находится выставка, посвященная истории города, его быту, горожанам и традициям.

Во втором – ул. Ленинградская, д. 2, расположена экспозиция «Тайны затонувших кораблей», где собраны предметы, найденные во время исследования морского дна.

  • Режим работы: музей на Якорной площади летом работает ежедневно с 11:00 до 18:00, весной, осенью и зимой среда – выходной день.
  • Музей на улице Ленинградской в будние дни открыт с 09:00 до 18:00, в выходные – с 11:00 до 18:00.
  • Стоимость входа: 150 руб.

Находится в доме основателя частной школы водолазов.

Красивые места в кронштадте

Туристы увидят водолазные костюмы, исторические документы, артефакты, а также узнают о непростом спуске на морское дно и используемых в этом деле технологиях.

  • Адрес: ул. Андреевская, д. 5.
  • Режим работы: открыт по средам, пятницам, субботам и воскресениям с 11:00 до 18:00.
  • Вход свободный.

Расположен в Итальянском дворце.

Здесь собрана обширная коллекция научных приборов, а также документов и вещей, связанных с прославленным физиком и изобретателем радио Александром Степановичем Поповым.

  • О времени экскурсии стоит договариваться с работниками музея.
  • Вход свободный.

Посвящен жизни общественного деятеля, проводника, священника и автора духовных текстов Иоанна Кронштадского (1829-1908). Это небольшая комната-келья, одновременно спальное место и рабочий кабинет святого, где функционирует паломническая служба.

  • Адрес: ул. Посадская, д. 21.
  • Режим работы: с понедельника по воскресение, с 12:00 до 17:00.
  • Вход свободный.

Занимает помещение в Доме культуры имени М. И. Мартынова.

В коллекции музея – суда, произведенные заводом в разные периоды времени, а также архивные документы, фото и элементы оснащения.

  • Адрес: проспект Ленина, д. 39.
  • Работает по предварительным заявкам.
  • Вход свободный.

Футшток

Один из самых старых на Земле – открыт в 1840 году. Считается эталоном определения нулевой высоты.

Павильон футштока расположен возле Синего моста, неподалеку от Петровского парка.

Макаровский мост

Переброшен через Петровский овраг, соединяя улицу Красную и Якорную площадь.

Является памятником архитектуры и истории, возведенным в 1913 году. Говорят, его построили в 1913 году специально, чтобы сократить царю Николаю 2 дорогу с одного конца города на другой.

Еще одна легенда гласит, что большевики сбрасывали с него солдат в период Кронштадского восстания.

Гостиный двор

Здание, украшенное колоннадой, построено в стиле классицизм в 19 веке. Ранее на его месте располагались беспорядочные торговые ряды, однако в 1827 году Николай 1 распорядился построить на их месте специализированное здание.

За время своего существования претерпел немало изменений, но все же остается великолепным памятником архитектуры. Внутри находится множество сувенирных лавок и магазинов.

  • Адрес: проспект Ленина, д. 16а.
  • Режим работы: по будням – с 10:00 до 20:00, по выходным – с 11:00 до 19:00.

Появилась в Кронштадте в начале 20 столетия. В советский период постройка подверглась серьезным разрушения и изменениям.

Новое рождение часовни в неорусском стиле состоялось в 2003 году, что было приурочено у юбилею города.

  • Адрес: ул. Ленинградская, д. 2а.
  • Вход свободный.
Достопримечательности Кронштадт
Средняя гавань Кронштадта

Главные достопримечательности Кронштадта — это военные корабли и форты. Кронштадт — это колыбель Балтийского флота. Сейчас главная база Балтийского флота ВМФ России находится в Балтийске, еще одна база размещается в Кронштадте. Полюбоваться военными кораблями можно в Средней гавани. Если захочется большего, нужно приехать сюда 18 мая — День рождения Балтийского флота и День города Кронштадт. Либо в последнее воскресенье июля — День ВМФ.

Форты Кронштадта входят в список Всемирного наследия Юнеско и являются интересными памятниками фортификационного искусства. Строительство их началось в 1704 году Петром I и закончилось в 1914 году. Всего их более двадцати, большая часть расположена в Финском заливе, несколько на берегу. Свое главное назначение — защиту Санкт-Петербурга с моря, форты выполнили с честью.

В общем-то кронштадтские достопримечательности, при желании, можно осмотреть за день, если подолгу нигде не задерживаться. На всякий случай, отмечу их для вас на карте.

Путеводитель по Кронштадту

Кронштадт: как добраться, стоимость и режим работы музеев

Практическая информация для посещения Кронштадта: как доехать на маршрутках и автобусах, режим работы и цены на билеты в музеи

1

Военные корабли в Средней (Петровской) гавани

Во время поездки в Кронштадт обязательно посмотрите на военные корабли, которые стоят в самом центре города — в Средней гавани, что очень удобно для туристов. Это одна из главных достопримечательностей Кронштадта и визитная карточка города.

2

Форты Кронштадта

Начиная с 1704 года для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка крепостей — форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе.

3

Морской собор

Грандиозная постройка является уникальным памятником героизму и отваге русских моряков. В храме находятся мемориальные доски с именами тех, кто отдал свою жизнь, защищая Отечество на море.

4

Памятник адмиралу Макарову

Напротив величественного Морского собора на Якорной площади Кронштадта установлен замечательный памятник адмиралу Макарову, вся недолгая жизнь которого была посвящена русскому флоту.

5

Макаровский мост

Прогуливаясь по Якорной площади, обратите внимание на Макаровский мост с ажурной боковой конструкцией. Это сооружение названо по имени кораблестроителя, исследователя и адмирала Степана Макарова

6

Петровский док

Петровский док – это одно из старейших гидротехнических сооружений Кронштадта, строительство которого было начато еще при Петре Первом. В доке одновременно мог выполняться ремонт десяти больших кораблей.

7

Кронштадтский футшток и здание мареографа

Футшток – это планка-линейка с нанесенными на нее делениями для измерения уровня водной поверхности. Футшток в Кронштадте – один из старейших в мире, а его показания необходимы не только для определения уровня воды в Финском заливе.

8

Памятник колюшке

Напротив Кронштадского футштока на стене Обводного канала Вы увидите необычный памятник колюшке, спасшей от голодной смерти тысячи ленинградцев во время блокады.

9

Маяк в Кронштадте (Задний створный знак Кронштадтского рейда)

Большинство туристов считает, что эта светлое, романтичного вида сооружение является маяком, на самом деле, во всех навигационных картах оно числится как Задний створный знак Кронштадтского рейда.

10

Итальянский дворец

Это величественное здание возведено для Александра Меншикова, сподвижника Петра Первого, первого губернатора Кронштадта.

11

Памятник Петру I и Петровский парк

В самом сердце Кронштадта есть место, пронизанное тишиной и спокойствием, это Петровский парк, который иногда называют местом встречи романтиков. В центре его, по велению Николая I, установлен памятник основателю города Петру I.

12

Петровская пристань (Зимняя пристань)

Именно сюда прибывают все теплоходы из Санкт-Петербурга, а часть пристани занята кораблями Балтийского флота. Петровская пристань является парадными морскими воротами города.

Обводный канал

Обводный канал — это одно из самых живописных мест острова Котлин, его часто называют жемчужиной Кронштадта. Прогулки вдоль берегов протоки популярны у туристов.

13

Провиантские склады (магазины) адмиралтейства

На западном и северном берегу Обводного канала можно увидеть старые неоштукатуренные здания из красного кирпича.

14

Купеческая гавань

До сооружения Морского канала суда не могли пройти из Финского залива в Санкт-Петербург и останавливались на острове Котлин, в гаванях Кронштадта. Купеческая гавань служила местом для перегрузки грузов с морских торговых судов на небольшие.

15

Памятник котлу и герб Кронштадта

Оригинальное сооружение появилось в Кронштадте в 1999 году в Безымянном переулке, ставшем с того времени пешеходной зоной. Кроме того, изображение котла можно заметить и на гербе города.

16

Дерево желаний

Дерево желаний – это необычная достопримечательность Кронштадта, рядом с которой можно увидеть не только туристов, но и жителей города. Даже занятые люди, политики и бизнесмены, приходят сюда, чтобы загадать свое самое сокровенное желание.

17

Орудие старшины 1-ой статьи Ивана Тамбасова

Недалеко от Морского собора Кронштадта Вы увидите 76-мм артиллерийскую установку К-81 – орудие, из которого вел обстрел старшина 1-ой статьи Иван Тамбасов.

18

Памятник подводникам Балтики

Одна из достопримечательностей Кронштадта — памятник подводникам Балтики, установленный 9 мая 2000 года, в 55-годовщину победы в Великой Отечественной войне, выполненный из ограждения рубки подводной лодки С-156.

19

Владимирский собор

В центре Кронштадта обратите внимание на белоснежный, словно воздушный храм с мозаичными иконами, луковичными куполами и колокольней. Это один из самых старых храмов города — Владимирский собор.

20

Памятник Иоанну Кронштадтскому

Скульптурная композиция создана в 2008 году, к 100-летию его кончины и находится в сквере рядом с домом, где он прожил 53 года. Это первый в России памятник священнослужителю.

21

Памятный камень в честь изобретения Поповым в 1895 году радио

Памятный камень в честь изобретения радио русским ученым установлен на Тулонской аллее, на берегу Финского залива в 1995 году, к 100-летию этого события.

22

Летний сад

Летний сад – это старейший сквер в Кронштадте, созданный еще при Петре Первом. В начале XVIII века он представлял собой «царский город», в котором находились дома царя и его ближайших помощников.

Кронштадтская дамба

Заложенный в 1903 году, Морской Никольский собор является выдающимся представителем тематических религиозных построек и задумывался как памятник героизму и мужеству русских моряков. Закладка фундамента происходила при личном присутствии императора Николая II, который вместе со своими приближенными высадил вокруг храма 32 дуба.

По задумке по прибытию в форт моряки в первую очередь должны были видеть купол и крест собора, выполняющего роль маяка. Даже внутри собора заметна морская тематика: круглые окна похожи на иллюминаторы, а пол украшен мозаичными картинами с изображениями морских обитателей. На стенах этой достопримечательности Кронштадта находятся мемориальные плиты с перечислением имен погибших моряков вплоть до 1917 года.

Знакомство с Кронштадтскими адмиралтейством обязательно для тех туристов, которые хотят понять характер города. Вплоть до страшного пожара в 1793 году Адмиралтейство располагалось в Санкт-Петербурге, после чего опасное строение было решено перенести в Кронштадт. Проектирование поручили комиссии, во главе которой стоял адмирал Грейг, выбравший для постройки территории недалеко от Петровского дока.

По периметру был проведен Обводной канал, а вокруг построили множество магазинов и складов, где проходила разгрузка провизии. В целом выстроенный комплекс занял почти четверть от общей территории Кронштадта. Адмиралтейство значительно укрепило значение города. Большая часть построек дошла до наших дней, а сам комплекс признан объектом культурного наследия.

После прогулки по Кронштадту у вас ещё остались силы и желание расширить культурную программу? Тогда к вашим услугам музеи Кронштадта. Здесь я их только перечислю и дам ссылки на соответствующие информационные ресурсы.

Полное название дамбы — Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Строительство этого комплекса велось с 1979 по 2011 год, протянулось на 25 км, высотой 8 метров над уровнем воды.

По дамбе была проложена автодорога, ее подразделяют на Северный участок и Южный — со стороны города Ломоносова. Теперь в Кронштадт можно попасть на автомобиле, а не только водным транспортом.

Проезжая по автодамбе можно увидеть гряду фортов, раскинувшихся в Финском заливе вокруг острова Котлин. Это морские крепости на крошечных искусственных островах.

Священник Иоанн Кронштадтский (1829-1908 г.) большую часть жизни провел в Кронштадте, где прослужил в Андреевском соборе. Получил всероссийскую популярность и почитание, как проповедник и целитель, в разных слоях общества от императорской семьи до нищих. Был самым популярным священнослужителем того времени, активно занимался благотворительностью, яростно критиковал учение Льва Толстого.

Кронштадт на карте

В квартире, где жил с супругой Иоанн Кронштадтский был открыт музей в 1999 году. Во дворе установлена скульптура отца Иоанна.

Кронштадтский морской музей был открыт в 2012 году, в преддверии 130-летия Водолазной службы России в доме купца Бритнева М.О. — основателя русской школы водолазов.

Музей посвящен истории водолазного дела в России, а также военной истории Кронштадта ХХ века. Музей создан морской инженерной компанией «Фертоинг».

Собор открыт ежедневно с 10:00 до 19:00.

Вход в собор бесплатный — является действующим храмом.

Соборы Кронштадта

Морской Никольский собор — значимый храм не только Кронштадта, но и всего Северо-Запада России. В его строительстве принимал участие лично император Николай II и целый ряд крупных государственных лиц. Он был освящен в 1913 году и считается несомненным памятником не только русской архитектуры, но и русской культуры вообще.

Собор не зря назван Морским — это практически единственный в России собор, который целиком и полностью посвящен морякам и морскому делу. Здесь установлены памятные доски с именами всех погибших во славу Родины моряков, чьи имена постоянно поминаются на службах. Здесь же имеется музей, в котором собраны самые разные экспонаты, связанные с историей кораблей и морских подвигов.

Грандиозный собор, строительство которого закончилось в 1913 году, был закрыт в конце 20-х годов. Во время советской власти он использовался не по назначению, побывав и кинотеатром, и складом. В лоно церкви собор вернулся в 2002 году.

Кронштадтская дамба

Несомненна культурная и художественная ценность этого здания. Внутреннее убранство впечатляет. Росписи, иконостас в византийском стиле и мозаики имеют огромную художественную ценность.

Собор является памятником федерального значения и безусловным символом Кронштадта. В хорошую погоду он виден из моря за 30 миль, даря сердцам уверенность и веру.

Координаты: 59.99181800,29.77791300

Соборы Кронштадта

Морской Никольский собор в Кронштадте был построен в 1913 году. Храм был задуман как памятник всем морякам, погибшим за Отечество, и по праву считался духовным центром всего Российского флота. При строительстве собора его автором за образец был взят собор святой Софии в Константинополе. Расположен Никольский храм на Якорной площади его высокий 27-метровый купол являлся своеобразным маяком для моряков.

форты Кронштадта

В 20-х годах прошлого тысячелетия собор был разорен, а в 1929 году — закрыт пострадал храм и во время Великой Отечественной войны. Однако впоследствии храм был реставрирован, в 2002 году купол был снова увенчан крестом, а в 2005 году прошла первая после закрытия храма литургия.

Координаты: 59.99173200,29.77784200

Что посмотреть с детьми?

Кронштадт идеально подходит для семейного путешествия. Вместе с детьми смело можно отправиться на осмотр древних фортов, посетить экспозицию «Тайны затонувших кораблей», осмотреть тематическую выставку Морского завода и устроить прогулку по живописным городским паркам.

Вместе с малышами стоит отправиться к «Дереву желаний»: это забавный и добрый памятник в виде большого чугунного дерева с широкой улыбкой, торчащим ухом и симпатичным олененком, взирающим на композицию со стороны.

Говорят, достопримечательность, установленная на 300-летний юбилей города, способна исполнить любое желание. Памятник пробуждает самые хорошие и светлые чувства.

Адрес: ул. Карла Маркса, д. 13.

Маленьким туристам будет интересно увидеть Поющий фонтан, что расположен в сквере у Гостиного двора. Светомузыкальное шоу начинается вечером: струи воды ритмично «танцуют» и «рисуют» узоры под бессмертные мелодии российских и зарубежных классиков.

Адрес: проспект Ленина, д. 25.

Кронштадт – это удивительный город, богатым прошлым и не менее яркой современностью.

Это очень необычный пригород Северной столицы, особую атмосферу которого образуют мрачноватые, но очень интересные местные достопримечательности. Сюда смело можно отправляться всей семьей: маленьким путешественникам будет здесь не менее интересно, чем взрослым туристам.

Как добраться до Кронштадта из Санкт-Петербурга

Кронштадт расположен на острове Котлин Невской губы и раньше добраться сюда можно было только морем на пароме, который отходил от Ломоносова. В наши дни старая добрая паромная переправа уже не работает, но в Кронштадт с лёгкостью можно добраться автомобильным транспортом по Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга с двух направлений.

Я поехал с южной стороны. Уже у самого Кронштадта дорога проходит через тоннель.

Съезжаем с КАДА и практически сразу оказываемся в Кронштадте.

Как доехать до Кронштадта общественным транспортом? Очень просто и способов несколько. Вот только некоторые из них:

  • Автобус №101 от станции метро «Старая деревня» в Кронштадт отправляется с интервалом 10-25 минут.
  • Маршрутка К-405 от станции метро «Чёрная речка» каждые 10-20 минут.
  • Электричка от платформы «Старая деревня» до железнодорожной станции «Горская», где пересесть на маршрутку К-405.
  • Электричка от Балтийского вокзала до станции «Кронштадская Колония», где пересесть на автобус №175.

Для наглядности посмотрите маршрут до Кронштадта на карте.

Маршрутки и автобусы

  • от метро «Старая Деревня» автобус № 101. Стоимость проезда – 40 рублей. Интервал около 30 минут, очень много народа.
  • от метро «Черная Речка» № К-405. Стоимость проезда – 79 рублей. (2019 г., рекомендованный вариант)
  • от метро «Проспект Просвещения» № К-407. Стоимость проезда – 79 рублей.

Время в пути около 40 минут.

Экскурсионные автобусы. Кассы нескольких туристических фирм находятся у фасада Гостиного двора на Невском проспекте. Стоимость билетов порядка 1000 рублей. Автобусы различных турфирм отправляются в разное время и в разные дни. В стоимость входит обзорная экскурсия, посещение Морского собора и форта Константин. Подробно такой вариант поездки описан в путевых заметках о Кронштадте.

Главным музеем Кронштадта был музей «Кронштадская крепость», рассказывающий об истории города и крепости. Музей располагался галереях Морского собора. С июня 2009 года музей закрыт в связи с реставрацией собора. Теперь собор является действующим храмом. Планируется открыть 4 зала музея в галереях второго этажа.

Якорная площадь

Якорная площадь — главная площадь Кронштадта, здесь проводятся военные парады и митинги. Именно здесь в 1921 году началось Кронштадтское восстание. Когда-то на Якорной площади, еще до постройки Морского собора, складировали  якоря кораблей, предназначенных на слом, что и дало ей название.

Памятник Ушакову Кронштадт
Памятник адмиралу Федору Ушакову

Здесь расположены: мемориал в честь линкора «Октябрьская революция», братская могила — памятник «Борцам за дело революции», памятник адмиралу Федору Ушакову, установленный в 2015 году, памятник вице-адмиралу Степану Макарову, а также музей истории Кронштадта.

Обводный канал и Адмиралтейство

Вице-адмирал Степан Осипович Макаров был флотоводцем, военным губернатором Кронштадта и командиром Кронштадтского порта, а также полярным исследователем и океанографом. Погиб в 1904 году в русско-японской войне на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине недалеко от Порт-Артура и затонул в Японском море.

Памятник Макарову был воздвигнут в 1913 году на Якорной площади. На его торжественном открытии присутствовал Николай II с дочерьми Ольгой, Татьяной и свитой. Скульптор — Леонид Шервуд.

Бронзовая фигура Макарова высотой 3,5 метра стоит на гранитном пятиметровом постаменте. На его основании надпись: «Помни войну» — она висела в кабинете Макарова. Японский дракон обвивает ноги адмирала, чтобы увлечь в морскую пучину.

Макаровский мост через Доковый овраг был построен в 1913 году. Его возведение было приурочено к визиту Николая II. По преданию, царь все же посчитал эту конструкцию ненадежной и не решался идти по ней до тех пор, пока один из военнослужащих не продемонстрировал безопасность моста, просто войдя на него. За этот поступок император наградил его почетным орденом.

Макаровский мост входит в историко-архитектурный комплекс «Якорная площадь»и имеет статус памятника градостроительства и архитектуры регионального значения. Мост пешеходный, соединяет Якорную площадь и Красную улицу.

Морской собор Кронштадт

Обводный канал был вырыт по приказу императрицы Екатерины, когда она планировала перенести сюда из Петербурга Адмиралтейство. Этим планам не суждено было сбыться, а Обводной канал стал любимым местом времяпрепровождения у горожан и гостей города. Несколько лет назад он был очищен от скопившегося на дне бытового мусора и металлоконструкций.

Название этой достопримечательности Кронштадта дала маленькая рыбка, благодаря которой тысячи жителей блокадного Ленинграда смогли избежать мучительной голодной смерти. Когда в осажденном городе закончились продукты питания, а вся рыба была выловлена, люди ловили колюшку всем, чем придется — сачками, майками, рубашками.

Памятник этот появился уже в нашем веке и найти его можно у Кронштадтского футштока, на стене Обводного канала. По виду это волна, на вершине которой находятся три рыбки. Каждый год 27 января жители Кронштадта несут сюда цветы и говорят маленькой речной обитательнице слова благодарности за то, что помогла людям выжить в те страшные годы. А у рыбаков свое поверье — считается, что если перед рыбалкой «зайти в гости» к колюшке, она непременно будет удачной.

Памятник основателю города-крепости находится в одноименном парке в центре. Он отлит еще при царе Николае I. Это третий подобный монумент после Медного всадника и статуи около Михайловского замка.

Однако у памятника в Петровском парке есть существенное отличие — император здесь изображен в полный рост, одна рука его расположена на боку, второй он опирается на шпагу, в то время как в первых двух случаях он изображен верхом на коне.

Во второй половине XIX столетия вокруг памятника Петру начал формироваться парк, затем была построена Петровская пристань.

Мосты Кронштадта

Макаровский мост — памятник истории и архитектуры XX века. Создан рабочими Морского завода. Находится под охраной государства. Расположен в центре Кронштадта. Соединяет Якорную площадь и Красную улицу.

В самом центре Кронштадта сложно не заметить пешеходный мост изящной конструкции, соединяющий два берега глубокого Петровского оврага – одного из самых старых сооружений города. Мост выводит прямо к памятнику флотоводца Макарова: в чью честь и был назван. Мост был построен в 1913 году специально для Николая II, приехавшего на церемонию освящения Морского собора, чтобы сократить дорогу для императора от Петровской пристани.

По легенде, царь не воспользовался сооружением, посчитав конструкцию слишком ненадежной и легкой. Тогда один из присутствующих офицеров вызвался доказать прочность моста, и строевым шагом перешел на Якорную площадь, за что тут же был удостоен медали за свой смелый поступок. Макаровский мост сильно облегчил городскую жизнь: теперь кронштадтцам больше не приходилось спускаться в овраг, чтобы попасть на другой берег.

Чугунная мостовая

В Кронштадте сохранилась уникальная чугунная мостовая на Пеньковом мосту и на Якорной площади. Больше 150 лет лежит она в городе. Сначала в Кронштадте строили булыжные мостовые, но из-за болотистой местности ее приходилось часто ремонтировать.

Идею чугунной мостовой привез из своей поездки в Бостон управляющий Кронштадтским Пароходным заводом Лебедев В.П. Он вымостил чугунными шашками заводской двор.

Пеньковый мост кронштадт
Пеньковый мост

В 1860 году великий князь Константин приказал сделать чугунную брусчатку на Пеньковом мосту. Впоследствии и другие улицы Кронштадта с наиболее оживленным движением транспорта замостили чугуном, а также центральную площадь города — Якорную. Эти мостовые без ремонта прослужили до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году чугун с мостовых пошел на изготовление 70 тысяч корпусов мин на Кронштадтском Морском заводе.

Сейчас уникальная чугунная мостовая сохранилась только на двух небольших участках: на Пеньковом мосту и на Якорной площади вдоль ограды Петровского адмиралтейства. При реконструкции Якорной площади оригинальные чугунные шашки были заменены на новые и переданы в музей истории Кронштадта.

Музеи Кронштадта, экскурсии

Самая интересная достопримечательности Кронштадта – это его форты. Форт – это крепость на острове или остров-крепость. Форты были построены на острове Котлин, где располагается город Кронштадт и на окрестных естественных и искусственных островах для защиты Санкт-Петербурга. Самый большой из фортов – Александр I, который многократно превышает по размерам более известный французский форт Баярд.

К сожалению, в настоящее время все форты находятся в полуразрушенном и заброшенном состоянии. Энтузиасты добираются до фортов зимой по льду Финского залива. Также организуются экскурсии на туристических катерах до фортов из Санкт-Петербурга и от причала на острове Котлин около форта Константин.

Подробнее о фортах Кронштадта {amp}gt;{amp}gt;

В летнее время организованы водные экскурсии, позволяющие осмотреть сохранившиеся укрепления. В ходе экскурсии Вы услышите рассказ о военном прошлом и трудном настоящем времени Кронштадтской крепости. Обычно экскурсии проводятся без высадки на территорию укреплений. И даже у людей, далеких от истории, впечатления от увиденного бывают очень сильными.

Южные форты Кронштадта

Морской Никольский собор мемориальные доски

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

  • Первый форт Кронштадта — Кроншлот.

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек -14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    [Форт Кроншлот на карте]

  • Форты №1 Южный и №2 Южный — Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    [Форт №1 Южный на карте]

    [Форт №2 Южный — Дзичканец на карте]

  • Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865 — 1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну  и по немецким самолетам.

    [Форт Милютин на карте]

  • Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    [Форт Император Павел I на карте]

  • Батарея Князь Меньшиков построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань

    [Батарея Князь Меньшиков на карте]

  • Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости Александр I — форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр – 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

    [Форт Александр I на карте]

Доковый мост

Мосты Кронштадта

Пеньковый мост кронштадт
Пеньковый мост

Доковый мост был построен в 1854 — 1856 годах из корабельной стали по проекту инженера Богдановского Н. П.  Его длина — 36 метров, ширина — 8 метров. Он является единственным разводным мостом в Кронштадте. Особенность Докового моста — заклепочное соединение металлических конструкций, сварки металла тогда еще не было.

В настоящее время осуществляется капитальный ремонт Докового моста, для этого он был демонтирован. Мост сильно разрушен от коррозии и давно нуждался в восстановлении.

Адрес: Якорная площадь

Доковый бассейн собирал воду из Петровского дока через Овражный канал. Насосами вода выкачивалась в море. Сначала насосы качали ветряные мельницы, позже был привезена из Шотландии паровая машина — первая в России.

Доковый бассейн — это красивое место с видом на Никольский собор.

Береговые форты Кронштадта

  • Форт Константин, расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников — английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

    [Форт Константин на карте]

  • Форт Цитадель был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в Император Петр I.

    [Форт Цитадель (Петр I) на карте]

  • Форт Риф, построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.

    [Форт Риф на карте]

  • Форт Шанец расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа Шанц. В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф.

    [Форт Шанец на карте]

Петровский док

Прекрасный парк возник в XIX веке благодаря губернатору Кронштадта Ф.Ф. Беллинсгаузену, который был не доволен внешним обликом города и активно взялся за дело по его благоустройству. Примечательно, что для озеленения города губернатор тратил собственные денежные средства, а не из казны. Беллинсгаузен лично выбирал саженцы, нанимал рабочих и создавал план будущего парка.

Центральной его частью стал памятник основателю города Петру I, воздвигнутый в 1841 году, а его завершением стало появление еще одной достопримечательности Кронштадта — Зимней пристани, с которой до сих пор можно полюбоваться огромными кораблями Балтийского флота. Тихий и спокойный парк часто называют местом встречи романтиков.

Адрес: Макаровская улица

Идея строительства дока для ремонта судов в Кронштадте принадлежит Петру I. Проект заключался в следующем:  корабли из Финского залива по каналу заходят в док, который осушается благодаря сливу в бассейн, расположенный ниже уровня дока. Бассейн в свою очередь осушается насосом. После ремонтных работ док снова заполняется водой и судно по каналу перемещается назад — в Финский залив.

Петровский канал
Петровский канал

В отличие от доков Англии и Голландии, где вода из дока сливалась с помощью ветряных насосов очень долго — более месяца, кронштадтский док осушался за сутки. Дело в том, что насосы осушали сам док, а русский император придумал сливать воду сразу в другой водоем, так называемый доковый бассейн, находящийся на более низком уровне.

Морской Никольский собор

Таким образом ремонт кораблей можно было осуществлять сразу. В XVIII веке проблема ремонта и очистки дна судна от водорослей и моллюсков была очень актуальной.

Строительство дока и канала по проекту Петра I началось в 1719 году, но завершилось только в 1752 году уже при императрице Елизавете — дочери Петра I.

Использовался Петровский док до 2008 года и относился к Министерству обороны. Долгое время док и его сооружения не использовались и были заброшены. Он постепенно зарастал травой и деревьями.

В настоящее время док передан музею истории Кронштадта. Планировалась реконструкция дока, был озвучен вариант создания Музея затонувших кораблей — амбизициозный и дорогостоящий проект.

Сухой док в виде креста представляет собой грандиозное зрелище: ширина около 30 метров, длина — 530 метров, глубина — 10 метров. Док в виде прямой линии тянется параллельно Обводному каналу.

Петровский док — это уникальное гидросооружение XVIII века и исторический памятник. Он производит настолько сильное впечатление своими размерами и строительным искусством, что многие всерьез начинают озвучивать историю «сверхлюдей» или инопланетян.

Северные форты Кронштадта

Янтарная площадь Кронштадт

К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен, которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.

Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне.

К концу 20 века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними.

В 1910 году форт А был переименован в Тотлебен в честь Э.И. Тотлебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Форт В назван в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в Первомайский и Красноармейский.

К началу Первой мировой войны крепости Тотлебен и Обручев были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.

[Форт Обручев на карте]

[Форт Тотлебен на карте]

[1-й Северный форт на карте]

[2-й Северный форт на карте]

Памятник адмиралу Макарову

[3-й Северный форт на карте]

[4-й Северный форт на карте]

[5-й Северный форт на карте]

[6-й Северный форт на карте]

[7-й Северный форт на карте]

Форты Кронштадта — участие в сражениях

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

В сражении 23-24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

Чугунная мостовая в Кронштадте

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить.

 Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939-1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса.

Будущее фортов

В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель. В рамках фестиваля «Эко берег» в 2011 году прошел конкурс среди молодых архитекторов на лучший архитектурный проект плавучего форт отеля. Из 27 представленных работ первое место жюри  присудило лучшему по концепции и выразительности проекту Ивана Владиславовича Кожина.

Итальянский дворец

Итальянский дворец — самая старая городская постройка, датированная 20-ми годами XVIII столетия и предназначавшаяся для князя Александра Меньшикова. Дворец являлся наиболее роскошной из всех его резиденций. Изначально здание отличалось стилем петровского барокко — его украшали пилястры, барельефы, балюстрады, скульптуры, вазы.

В 1926 году во дворце произошел пожар, нанесший ему большой ущерб. В результате восстановительных работ его внешний вид стал напоминать современный — таковым он и остался по сей день. Сегодня здесь располагается Военно-морской инженерный институт.

Итальянский дворец является одной из самых старых достопримечательностей Кронштадта. Его начали строить в 1717 году в качестве официальной резиденции губернатора Александра Меншикова, друга Петра I. Существует несколько версий, почему дворец получил такое название. Возможно, что при его возведении к работе было привлечено множество итальянцев.

Но наиболее популярна версия, которая определила название — «итальянский стиль» постройки. За время своего существования дворец сменил множество владельцев, которые многократно его перестраивали и меняли, поэтому первоначальный стиль петровского барокко полностью утрачен. Перед Итальянским дворцом находится красивый большой пруд с фонтанами, также недалеко от дворца установлен памятник известному мореплавателю Пахтусову.

Кронштадская крепость

Достопримечательности Кронштадта — это не только музеи, дворцы и соборы, но и различные фортификационные сооружения. Гостям города будет интересно посетить Кронштадскую крепость — памятник архитектуры XVIII-XIX веков. К сожалению, до наших дней постройка дошла лишь в форме отдельных фрагментов. Само сооружение было практически полностью стерто с лица земли во время наводнения 1824 года, когда весь город оказался под водой.

Сегодня можно осмотреть такие элементы сооружения, как Северные полубашни, Северные и Восточные казармы, защитная плотина, земляной вал, здание гауптвахты и некоторые другие фрагменты. Добраться до этой достопримечательности можно на пригородном транспорте.

Обводный канал

Обводный канал — канал в Кронштадте. Берёт своё начало из Итальянского пруда и заканчивается в гавани Кронштадта. Пролегает вдоль Адмиралтейства и улиц: Карла Маркса, Советской, Комсомола и Петровской. Заканчивается на территории Морского завода. Мосты: Синий, Советский, Парусный и Пеньковый. Является памятником истории, памятником истории является и решётка вдоль канала.

Изначально создавался для нужд переводимого в Кронштадт Адмиралтейства, поэтому получил название Адмиралтейский. После, по примеру Санкт-Петербургского Обводного канала, получил современное название.

Все мосты через Обводный канал были разводными, но с появлением автомобильного транспорта они были заменены обычными. Таким образом, в Кронштадте остался только один разводной мост — тот, который перекинут через канал Петровского дока.

На изгибах канал расширен — это сделано для того,чтобы встречные суда могли разойтись.

Другие известные форты мира

  • Один из самых известных фортов в мире – Форт №2 Великого Петра на горе Варгина в пригороде Владивостока. Это самый мощное пехотное укрепление в мире, его площадь больше двух площадей Петропавловской крепости, длина сплошного опоясывающего рва – 1600 погонных метров, а общая длина всех закрытых и подземных помещений – 3500 метров
  • На северо-западе штата Калифорния расположен форт Росс – бывшее русское поселение, основанное в 1812 году на высоком берегу Тихоокеанского побережья Калифорнии в 40 км от Санта-Роза и в 80 км от Сан-Франциско  
  • Во время Второй мировой войны в 1943-1944 годах по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла в устьях рек Темза и Мерси были сооружены так называемые Морские форты Маунселла. На мелководье Северного моря видны необычные заброшенные сооружения, целью которых в годы войны было защитить промышленные центры Англии от воздушных атак со стороны моря, подхода кораблей к Лондону и Ливерпулю и не позволить бомбить порты. Пути прохода кораблей минировались, а построенные 21 башня были оснащены радиолокаторами, зенитными орудиями и прожекторами.

Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт – надежным защитником Санкт-Петербурга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru