Необычные достопримечательности Санкт-Петербурга

Как появились дворы-колодцы

Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Петр. Земля в Северной столице постоянно дорожала и возведение П-образных домов становилось расточительным. Недостаток земли в центре города приводит к строительству зданий, тесно примыкающих друг к другу. Так появляются целые кварталы со сплошным фасадом.

В это же время становятся популярными доходные дома. Чтобы получить  максимальную прибыль, домовладельцы застраивали свои участки как можно плотнее. Затем они стали надстраивать до 5-6-ти этажей уличные фасады и позже – хозяйственные постройки, выходящие в дворовую территорию, а потом и ее перегораживали узкими домами-пеналами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Видимо, в одной из  таких комнат, куда почти не проникал свет, сочинял свои знаменитые произведения Ф.М. Достоевский, передавший мрачное настроение, тоску и отчаяние героям своих романов. Петербургский период жизни Н.В. Гоголя, повлиявший на все его творчество, тоже связан с пребыванием в такой темной каморке.

После революции и после войны люди были рады любой комнате и с радостью селились в такие помещения. Петербуржцы считали, что интересные в архитектурном плане дома все равно лучше построенных на этом месте безликих новостроек. Такие строения обычно имели два входа – один парадный, с улицы, а другой – через ворота в дворовую территорию. В Советское время ворота убрали, а сейчас их во многих местах поставили.

Гуляя по центру Санкт-Петербурга, можно увидеть самые разные дворы-колодцы – есть зеленые и чистые, вымощенные плиткой, похожие на европейские, есть настоящие архитектурные памятники, а некоторые из них – обветшалые и почти не изменившиеся за столетие. Где-то организованы стоянки машин, а где-то стоят мусорные баки или еще хуже – образовалась помойка.

Интересное о дворах-колодцах

  • Некоторые горожане думают, что такие дома строились специально для защиты от шквалистого ветра, который постоянно дул с реки или залива. От него сложно укрыться на площадях и улицах, а внутри дворовых территорий стоит звенящая тишина. Петербуржцы говорят, что воздух здесь застаивается до такой степени, что его можно потрогать, а небо здесь особенное. Поднимешь глаза и получишь в подарок его маленький кусочек замысловатой формы.
  • Есть в городе несколько подвесных дворов, стоящих на воздушной подушке, тут под землей находится не грунт, а пустое пространство, где раньше хранились дрова и уголь. Старые металлические балки и конструкции обветшали и это создает опасность для домов и жителей.
  • Двор-колодец на 9-ой-Советской, дом №10/12 образовался в результате стыка двух домов и необычен тем, что имеет крышу. Раньше крыша здесь была стеклянной и внизу располагались клумбы с цветами и растениями, потом стекло разбилось и крышу сделали металлической. Квартиры на одной площадке этого дома относятся к разным адресам домов, одна половина – к 10, другая – к 12, а попасть сюда можно только войдя в парадную из двора дома №12.
  • На эмоциональное состояние человека оказывает влияние окружающий ландшафт. И с этой точки зрения дворы-колодцы с их замкнутым пространством создают неблагоприятную обстановку для человека, тем более что в них обычно нет зелени.
  • На Васильевском острове, на 4-ой линии, дом №5 (вход со стороны Большого проспекта в первую арку, самый дальний левый подъезд) есть небольшой Двор Духов. Попав в него, надо загадать желание и посмотреть на кусочек неба, тогда желание исполнится.
  •  Специалисты рекомендуют озеленять дворовую территорию таких домов, хотя при недостатке света это сделать это чрезвычайно трудно. А подходят для озеленения травянистые растения и кустарники неприхотливые к свету, влажному воздуху и прохладному лету.

Адреса некоторых дворов-колодцев

Кроме указанных выше, дворы-колодцы можно встретить по адресам:

  • Невский проспект, дом №3 – Двор ангела, вход через низкую широкую арку. Этот двор-колодец – один из самых оригинальных, он имеет пять углов. Если смотреть наверх, то Вы увидите фигуру в виде крыльев
  • Дворы Капеллы, анфилада которых расположена между Большой Конюшенной улицей и Дворцовой площадью. Сейчас здесь чисто и красиво, расположено несколько отелей, ресторан и кафе (открыто всегда)
  • Васильевский остров, 7 линия, дом 16 – Башня грифонов (закрыто на домофон, надо долго ждать жильцов)
  • Васильевский остров, Малый проспект, дом 40 (на июнь 2012 открыт)
  • Толстовский дом на Фонтанке, дом 54
  • Караванная улица, дом 14
  • Петроградская сторона, Малый проспект,  дом 1Б (на июнь 2012 открыт)
  • Кирочная улица, дом 24, рядом со станцией метро Чернышевская
  • наб. реки Карповки, д. 18 (на лето 2011 открыт)
  • наб. реки Фонтанки, 92 (дом-кольцо)
  • Большой проспект В.О. д.5 (на июнь 2012: вход через арку со стороны 2-й линии, д. 15, вход по брелкам)

В центре Санкт-Петербурга по улицам Рубинштейна и Гороховой, на Фонтанке и Садовой есть вереницы дворов-колодцев, где по цепочке можно пройти целый квартал, не выходя на улицу.

Проходит время и во дворах появились граффити, стоянки машин и мусорные баки, но все также здесь смотрят друг на друга окна домов. Дворы-колодцы в Санкт-Петербурге сохраняют ни с чем несравнимую архитектуру города и остаются немыми свидетелями прошедшей эпохи.

Как добраться до Исаакиевского собора

Ближайшее метро – «Адмиралтейская». Данная станция находится на пересечении улицы Малой Морской и Кирпичного переулка. По улице Малой Морской пройдите налево 2 квартала (около 500 метров) и Вы окажетесь на Исаакиевской площади, где расположен собор.

Также можно добраться от станций метро – «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская». Данные станции метро имеют выход на Сенную площадь. От Сенной площади нужно идти по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, повернуть налево. Через 50-100 метро Вы окажетесь на Исаакиевской площади, и увидите Исаакиевский собор.

Но большинство туристов совмещают посещение собора с прогулкой по центру Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор находится недалеко от Медного всадника, Дворцовой площади и Невского проспекта.

В Исаакиевском соборе проводятся две стандартные экскурсии – экскурсия в сам собор и прогулка по колоннаде. Билеты в собор и на колоннаду продаются отдельно.

Интерьеры Исаакиевского собора поражают своей красотой и богатством убранства. В соборе проводятся экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. На входе собирают группу около 15 человек, что обычно занимает 5-10 минут, после чего начинается экскурсия в ходе которой рассказывается об истории собора, его строительстве, экскурсовод подробно рассказывает о технологиях и материалах, которые применялись при сооружении собора.

Поскольку Исаакиевский собор – одно из самых высоких зданий в городе, то экскурсии на колоннаду собора пользуются неизменной популярностью среди туристов. С колоннады открывается прекрасный вид на центр города: Неву, Исаакиевскую и Дворцовую площади, Петропавловскую крепость.

Режим работы колоннады Исаакиевского собора в 2020 г.

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходной день – среда
  • Кассы закрываются в 17:30
  • С 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30 проводятся вечерние экскурсии «Художественное убранство Исаакиевского собора» (смотрите стоимость билетов в вечернее время). Выходной день – среда
  • В дни осенних и весенних школьных каникул музей работает без выходных дней
  • С 1 октября по 30 апреля
    • С 10:00 до 18:00
    • Выходной день – третья среда месяца
    • Касса закрывается в 17:30
  • С 1 мая по 31 сентября
    • С 10:00 до 18:00 ежедневно
    • Касса закрывается в 17:30
    • Экскурсии «Вечерняя колоннада» проводятся ежедневно с 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30 (смотрите стоимость билетов в вечернее время).
  • для всех категорий посетителей – 200 рублей

Стоимость билетов в Исаакиевский собор в 2020 г.

  • для взрослых посетителей – 350 рублей
  • для детей до 7 лет – бесплатно
  • для детей от 7 до 18 лет – 100 рублей
  • для студентов России и Белоруссии – 100 рублей
  • для пенсионеров России и Белоруссии – 100 рублей
  • для студентов зарубежных стран (необходимо предъявить карту ISIC) – 200 рублей
  • Исаакиевский собор в вечернее время – 400 рублей для всех категорий посетителей
  • Колоннада в вечернее время – 400 рублей для всех категорий посетителей

История строительства Исаакиевского собора

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора Монферрана предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.

Колокольня и купол Исаакиевского собора

Исаакиевский собор, как и практически все православные храмы, пятиглавый. Главный купол состоит из трех частей: нижней, средней и наружной. Диаметр наружного купола – 25 метров, внутреннего – 22,15 метра. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера были подняты на высоту более 40 метров.

На позолоту главного купола и куполов пяти колоколен ушло в общей сложности около 100 килограмм червонного золота. Все конструкции купола выполнены из металла. Венчает его фонарик с греческим золотым крестом.

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам основного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. В 1848 году на северо-западной колокольне собора установлен главный колокол весом около 30 тонн, украшенный изображениями государей России.

Наружное убранство храма

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, – серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами.

С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью.

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь – святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

В храме установлен маятник Фуко, показывающий нам, что земля вертится.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Но его желание не было исполнено Александром II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:Wvy3KHsM7DQ

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru