Город первого русского водопровода: семь фактов из истории Кронштадта — История России

Общие сведения и история района

Город Кронштадт на острове Котлин — самый малочисленный район в составе Санкт-Петербурга. Это истинно морские ворота Северной столицы, Всемирное наследие ЮНЕСКО, город-крепость боевой и воинской славы, всегда бывший на передовой в морских сражениях, в которых принимал участие его старший брат Петербург. Мимо Кронштадта не прошло ни одно вражеское судно.

Здесь чисто и ветрено, здесь была построена первая в мире подводная лодка и еще одна новинка судостроения — первый в мире ледокол. Отсюда стартовали более 40 кругосветных экспедиций, здесь в разное время жили великие российские мореплаватели , ученые и деятели культуры: адмирал Фаддей Беллинсгаузен, адмирал Степан Макаров, адмирал Федор Литке, изобретатель радио Александр Попов, поэт Николай Гумилев и многие другие.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Образовавшийся в результате отступления последнего ледника, остров Котлин долгое время (почти 4 столетия) являлся своеобразной границей между Россией и Швецией. Был период, когда остров, на котором впоследствии расположилась русская крепость, и вовсе принадлежал шведам, однако в 1703-м году, когда царь Петр I решил строить Санкт-Петербург, первым делом он построил на юридически шведском острове Котлин свой первый укрепленный форт.

Форты Кронштадта

Форты Кронштадта

Шведы по весне 1704-го года были очень удивлены, обнаружив, что у них не только отняли их остров, но и что на месте безлюдного клочка земли образовалась достаточно сильная крепость, закрывшая проход для шведских кораблей в Невскую Губу. Российская империя в то время быстрыми темпами набирала силу, и европейские соседи на этот раз смолчали.

Первая крепость называлась Кроншлот, и именно ее возведение в 1704-м году считается началом жизни острова Кронштадт в его новом обличии: морского стража Северной столицы. Почти 20 лет спустя царем было инициировано строительство крупной крепости Кронштадт, которая и дала новое название всему острову.

Постепенно строились новые форты, укреплялись берега острова. Петр в принудительном порядке переселял сюда дворянские и купеческие семьи. Появилась в Кронштадте и резиденция самого императора (полностью уничтоженная пожаром в конце 18-го столетия), и изящный Итальянский дворец надменного фаворита Александра Меншикова. Здесь появилось адмиралтейство: город официально стал базой российского Балтийского флота.

Итальянский дворец

Итальянский дворец

Помимо упомянутого выше пожара, город-крепость не раз «пытались» уничтожить частые для низменной петербургской местности наводнения: одно из самых крупных случилось в 1824-м году — практически все строения, форты, крепости и жилые дома были уничтожены. Однако Кронштадт восстановили.

Из громких исторических событий прошлых лет, произошедших на острове, можно вспомнить также кровопролитное восстание 1905-го года. Моряки, в царской России всегда близкие к власти и одновременно оппозиционно настроенные, живо откликались на все происходившие в стране перемены. Маленькая, но очень жестокая и совсем не «победоносная» война в Японии, антимонархические настроения и еще ряд политических событий спровоцировали волнения среди офицерского и солдатского состава. Некоторое время остров был полностью в руках бунтовщиков, однако прибывшие с «большой земли» царские войска подавили восстание.

В советское время Кронштадт продолжал быть тем, для чего он был создан и чем продолжает быть и по сегодняшний день: добросовестным стражем морской границы Ленинграда. Остров всегда был несколько независимым от мнения властей: например, в 1921-м году, сразу после окончания Гражданской войны и установления советской власти, вдруг обнаружилось, что моряки Кронштадта не то, что не единогласно поддерживают новое правительство, но и вовсе выступают против и требуют свобод и демократии. Конечно, подобная инициатива, как и восстание в 1905-м году, была задавлена на корню, но, тем не менее, это очень говорящий факт.

В Великую Отечественную войну Кронштадт оборонял водные границы, подвергался бомбежкам фашистской авиации. В послевоенный период здесь заново организовали военно-промышленное и судостроительное производства производство, остров был закрытым стратегическим объектов, куда пускали не всех желающих и не по любым пропускам. Только в 1996-м году в Кронштадт стало возможным попасть обычным гражданам и туристам.

Петровский док

Петровский док

Морской завод

Морской завод

На сегодня это один из самых своеобразных районов Санкт-Петербурга. На небольшой площади — всего 19 с небольшим квадратных километров — расположены исторические достопримечательности, судостроительные заводы, военные части морского флота России. До начала 80-х годов на остров можно было попасть лишь по воде.

Постепенно в Кронштадт стали пускать паромы, затем сюда добирались по дамбе (Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений), а на сегодня остров с остальным городом и его окрестностями соединяют современные магистрали Кольцевой автодороги. Есть также и подземный тоннель, построенный в 2011-м году и также являющийся частью транспортных коммуникаций, соединяющих остров с городом.

Метро, конечно же, здесь нет, и в ближайшие десятилетия вряд ли будет, однако строится Западный скоростной диаметр, дороги в Кронштадт ведут хорошие и добраться сюда не в час пик можно довольно быстро. Однако все же, с точки зрения обычных жителей острова, это неудобно: транспортное сообщение перегружено — далеко не у всех есть свои машины, а количество единиц общественного транспорта ограничено.

КАД в Кронштадт

КАД в Кронштадт

Кронштадт. Дамба

Кронштадт. Дамба

Общественный транспорт представлен автобусами и маршрутными такси. С точки зрения транспортной доступности в настоящее время, Кронштадтский район выглядит даже благополучнее многих других областей Санкт-Петербурга, однако почему-то среди жителей Северной столицы бытует мнение, что Кронштадт — это как-то очень далеко и неудобно.

Хотя всего-то 48 километров от Питера. Переселяться сюда не спешат: на острове живут только те, кто здесь родились, или люди, приглашенные на работу в Кронштадт и здесь обосновавшиеся. Как уже было упомянуто, на острове множество военных частей и промышленных объектов, «коренных» жителей не так много.

Пейзаж острова

Пейзаж острова

В связи с этим строительная индустрия в Кронштадте не процветает. Вторичное жилье представлено немногочисленным уцелевшим после всех исторических ураганов, которые проносились над островом, старым дореволюционным фондом, есть немного сталинских и кирпичных послевоенных построек, конечно же, есть «хрущевки» и 137-я серия «кораблей». Новых строительных проектов мало: как известно, спрос рождает предложение, а так как желающих переехать в Кронштадт мало, то и жилья строят мало.

Старый жилфонд в Кронштадте

Старый жилфонд в Кронштадте

Сталинки в Кронштадте

Сталинки в Кронштадте

Несколько раз в администрации Санкт-Петербурга звучали предложения о том, чтобы реконструировать жилую зону острова: отправить на снос или капитальный ремонт ветхие здания старых построек, а на их месте возвести жилые комплексы различной статусности, которые удовлетворили бы потребности в жилплощади самих кронштадтцев, а также, возможно, привлекли бы новых покупателей недвижимости. Однако на сегодня это все пока лишь идеи.

Остров все также живет за счет объектов, работающих на оборонный комплекс иили занимающихся постройкой и ремонтом судов. Инфраструктура не совсем развита, представлено только самое необходимое, недвижимость недорогая (можно найти предложения и за 1200 долларов квадратные метр), коммунальные услуги тоже, по сравнению с другими районами (средний счет 1300-1700 рублей ежемесячно).

Экология в Кронштадте нехорошая. Сказывается тот факт, что, во-первых, на острове расположено множество промышленных и военных предприятий с вредным производством иили сбросом отходов, а, во-вторых, эти самые отходы годами складируются на острове Котлин и никуда не вывозятся. Относительно чистый в Кронштадте воздух. Ветра и удаленность от загазованного Санкт-Петербурга делают воздух на острове чистым и свежим, хотя и довольно холодным даже в летнее время года.

На небольшой территории острова расположены 3 парка: Петровский парк, Летний и Госпитальный сады, а также большой Екатерининский сквер. Помимо этого, остров сам по себе не слишком застроен, есть множество «диких» мест для прогулок, с зеленой травой и тенистыми рощами. Многие петербуржцы ездят на Кронштадтский пляж — он намного чище всех остальных в черте города, излюбленным местом для прогулок и выходных пикников.

Летний сад

Летний сад

Петровский парк

Петровский парк

А вот радиационный фон оставляет желать лучшего: в Кронштадте более 35 участков, где он «зашкаливает» за норму. Кто, как и где допускает утечку радиации достоверно выяснить не представляется возможным, так как военные объекты (наиболее вероятные виновники этого загрязнения) держат информацию в секрете и провести объективный мониторинг практически невозможно.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCA3hpCPyroJy9GeyCJCHDjQ

С водой тоже проблемы. В летнее время года и при спокойном море показатели вполне удовлетворительные, однако стоит начать таять после зимы прибрежному льду или же когда на Балтике разыгрывается шторм, вода в Кронштадте сразу становится грязной. Причин этому несколько: во-первых, случается, что канализационные и прочие отходы предприятия острова сбрасывают прямо в «открытое море» — то есть в Финский залив, во-вторых, благодаря промышленной деятельности и серьезному загрязнению почв, с грунтовыми водами элементы тяжелых металлов, нефти, ртути и других вредных веществ также попадают в залив, где оседают в донных отложениях.

Дополнительным источником загрязнения являются, конечно же, корабли — действующие и списанные, дрейфующие у кронштадтских берегов. А ведь экологическую опасность представляют не только сами суда, но и размещенные на них боеприпасы.

Как ни грустно, но все это, а также довольно однообразная островная жизнь, отражается на здоровье кронштадцев. Здесь стабильно фиксируются высокие показатели по заболеванию туберкулезом, по онкологическим заболеваниям, страдают органы зрения, нервная система, кожа. Здесь, несмотря на обособленность района от большого города и, казалось бы, его пороков и соблазнов, регистрируется на 2% больше случаев систематического употребления людьми алкоголя и наркотиков, нежели в среднем по Санкт-Петербургу.

Путеводитель по Кронштадту

Кронштадт: как добраться, стоимость и режим работы музеев

Практическая информация для посещения Кронштадта: как доехать на маршрутках и автобусах, режим работы и цены на билеты в музеи

1

Военные корабли в Средней (Петровской) гавани

Во время поездки в Кронштадт обязательно посмотрите на военные корабли, которые стоят в самом центре города – в Средней гавани, что очень удобно для туристов. Это одна из главных достопримечательностей Кронштадта и визитная карточка города.

2

Форты Кронштадта

Начиная с 1704 года для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка крепостей – форты Кронштадта, состоящие из 21-го укрепления, семнадцать из которых расположены в Финском заливе.

3

Морской собор

Грандиозная постройка является уникальным памятником героизму и отваге русских моряков. В храме находятся мемориальные доски с именами тех, кто отдал свою жизнь, защищая Отечество на море.

4

Памятник адмиралу Макарову

Напротив величественного Морского собора на Якорной площади Кронштадта установлен замечательный памятник адмиралу Макарову, вся недолгая жизнь которого была посвящена русскому флоту.

5

Макаровский мост

Прогуливаясь по Якорной площади, обратите внимание на Макаровский мост с ажурной боковой конструкцией. Это сооружение названо по имени кораблестроителя, исследователя и адмирала Степана Макарова

6

Петровский док

Петровский док – это одно из старейших гидротехнических сооружений Кронштадта, строительство которого было начато еще при Петре Первом. В доке одновременно мог выполняться ремонт десяти больших кораблей.

7

Кронштадтский футшток и здание мареографа

Футшток – это планка-линейка с нанесенными на нее делениями для измерения уровня водной поверхности. Футшток в Кронштадте – один из старейших в мире, а его показания необходимы не только для определения уровня воды в Финском заливе.

8

Памятник колюшке

Напротив Кронштадского футштока на стене Обводного канала Вы увидите необычный памятник колюшке, спасшей от голодной смерти тысячи ленинградцев во время блокады.

9

Маяк в Кронштадте (Задний створный знак Кронштадтского рейда)

Большинство туристов считает, что эта светлое, романтичного вида сооружение является маяком, на самом деле, во всех навигационных картах оно числится как Задний створный знак Кронштадтского рейда.

10

Итальянский дворец

Это величественное здание возведено для Александра Меншикова, сподвижника Петра Первого, первого губернатора Кронштадта.

11

Памятник Петру I и Петровский парк

В самом сердце Кронштадта есть место, пронизанное тишиной и спокойствием, это Петровский парк, который иногда называют местом встречи романтиков. В центре его, по велению Николая I, установлен памятник основателю города Петру I.

12

Петровская пристань (Зимняя пристань)

Именно сюда прибывают все теплоходы из Санкт-Петербурга, а часть пристани занята кораблями Балтийского флота. Петровская пристань является парадными морскими воротами города.

Обводный канал

Обводный канал – это одно из самых живописных мест острова Котлин, его часто называют жемчужиной Кронштадта. Прогулки вдоль берегов протоки популярны у туристов.

13

Провиантские склады (магазины) адмиралтейства

На западном и северном берегу Обводного канала можно увидеть старые неоштукатуренные здания из красного кирпича.

14

Купеческая гавань

До сооружения Морского канала суда не могли пройти из Финского залива в Санкт-Петербург и останавливались на острове Котлин, в гаванях Кронштадта. Купеческая гавань служила местом для перегрузки грузов с морских торговых судов на небольшие.

15

Памятник котлу и герб Кронштадта

Оригинальное сооружение появилось в Кронштадте в 1999 году в Безымянном переулке, ставшем с того времени пешеходной зоной. Кроме того, изображение котла можно заметить и на гербе города.

16

Дерево желаний

Дерево желаний – это необычная достопримечательность Кронштадта, рядом с которой можно увидеть не только туристов, но и жителей города. Даже занятые люди, политики и бизнесмены, приходят сюда, чтобы загадать свое самое сокровенное желание.

17

Орудие старшины 1-ой статьи Ивана Тамбасова

Недалеко от Морского собора Кронштадта Вы увидите 76-мм артиллерийскую установку К-81 – орудие, из которого вел обстрел старшина 1-ой статьи Иван Тамбасов.

18

Памятник подводникам Балтики

Одна из достопримечательностей Кронштадта – памятник подводникам Балтики, установленный 9 мая 2000 года, в 55-годовщину победы в Великой Отечественной войне, выполненный из ограждения рубки подводной лодки С-156.

19

Владимирский собор

В центре Кронштадта обратите внимание на белоснежный, словно воздушный храм с мозаичными иконами, луковичными куполами и колокольней. Это один из самых старых храмов города – Владимирский собор.

20

Памятник Иоанну Кронштадтскому

Скульптурная композиция создана в 2008 году, к 100-летию его кончины и находится в сквере рядом с домом, где он прожил 53 года. Это первый в России памятник священнослужителю.

21

Памятный камень в честь изобретения Поповым в 1895 году радио

Памятный камень в честь изобретения радио русским ученым установлен на Тулонской аллее, на берегу Финского залива в 1995 году, к 100-летию этого события.

22

Летний сад

Летний сад – это старейший сквер в Кронштадте, созданный еще при Петре Первом. В начале XVIII века он представлял собой «царский город», в котором находились дома царя и его ближайших помощников.

Как добраться до Кронштадта

Маршрутки и автобусы

  • от метро «Старая Деревня» автобус № 101. Стоимость проезда – 40 рублей. Интервал около 30 минут, очень много народа.
  • от метро «Черная Речка» № К-405. Стоимость проезда – 79 рублей. (2019 г., рекомендованный вариант)
  • от метро «Проспект Просвещения» № К-407. Стоимость проезда – 79 рублей.

Город первого русского водопровода: семь фактов из истории Кронштадта — История России

Время в пути около 40 минут.

Экскурсионные автобусы. Кассы нескольких туристических фирм находятся у фасада Гостиного двора на Невском проспекте. Стоимость билетов порядка 1000 рублей. Автобусы различных турфирм отправляются в разное время и в разные дни. В стоимость входит обзорная экскурсия, посещение Морского собора и форта Константин. Подробно такой вариант поездки описан в путевых заметках о Кронштадте.

Главным музеем Кронштадта был музей «Кронштадская крепость», рассказывающий об истории города и крепости. Музей располагался галереях Морского собора. С июня 2009 года музей закрыт в связи с реставрацией собора. Теперь собор является действующим храмом. Планируется открыть 4 зала музея в галереях второго этажа.

Муниципальное разделение

Карта Кронштадта

Карта Кронштадта

В Кронштадском районе есть только одно муниципальное образование — собственно сам остров Кронштадт. Долгое время исторически сложилось так, что островом управлял адмирал. В советский период здесь был комендант, и такое полувоенное и военное прошлое района наложило на него неизгладимый отпечаток.

В настоящее время остров — это обычный муниципальный округ, со своей выборной администрацией, гербом, флагом и насущными проблемами.

Стоимость билетов в Кронштадтский собор – лето 2019

Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца на Якорной площади в Кронштадте был заложен в 1903 году. На постройку храма, крест которого, согласно условиям проекта, должен был служить ориентиром для подходящих с моря к острову Котлин кораблей, ушло десять лет: только в 1913 году состоялось торжественное освящение нового храма, ставшего самым большим в городе.

Он был не только церковью, но и памятником всем морякам, погибшим в море: на черных мраморных досках, укрепленных на стенах внутри собора, были написаны имена офицеров, а на белых – судовых священников, погибших в боях и походах. В 1929 году собор у верующих отобрали, и за следующие восемь с лишним десятков лет он успел побыть и кинотеатром, и матросским клубом, и концертным залом. В 2013 году Никольский Морской собор вновь был освящен и с тех пор является главным храмом Военно-морского флота Российской Федерации.

Император Николай II с офицерами русского флота на ступенях Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца, начало ХХ века

https://www.youtube.com/watch?v=https:www.googleadservices.compageadaclk

По Кронштадту с 1707 года отмеряется нулевой уровень высот Балтийского моря. И не только. Здешняя нулевая отметка является своего рода точкой отсчета абсолютных высот на всей территории России и бывшего СССР. Конкретным местом, за которым закреплен статус геодезического опорного пункта, является Кронштадтский футшток — измерительный прибор (уровнемер), расположенный на устое Синего моста, ведущего через Обводный канал.

Синий мост, на устое которого расположен Кронштадтский футшток, и здание мареографа (прибора, контролирующего изменения уровня моря) за ним

Собор открыт ежедневно с 10:00 до 19:00.

Вход в собор бесплатный – является действующим храмом.

Подавляющая часть гражданского населения Кронштадта, которая не работает в Санкт-Петербурге, занята в контейнерном порту «Моби Дик».

Контейнерный порт

Контейнерный порт

Город первого русского водопровода: семь фактов из истории Кронштадта — История России

Питер, вообще, портовый город во всех смыслах этого слова, и контейнерный порт Кроштадта имеет очень важное экономическое и коммерческое значения. Также функционирует огромный Морской завод, занимающийся изготовлением и ремонтом кораблей. Есть на острове и совсем «мирные» предприятия, такие, как швейная фабрика, мебельная фабрика, хлебозавод и завод по переработке мяса.

Морской завод

Морской завод

Малый и микро-бизнес — это, в большей части, либо продуктовая торговля, либо стандартные услуги по ремонту автомобилей, техники, обуви и одежды. Этот бизнес в Кронштадтском районе развивается слабо: большая часть инициативных людей предпочитает «раскручивать» свое дело в Санкт-Петербурге. В общем и целом, район достаточно бедный, живущий за счет городского и федерального бюджета.

Инфраструктура

Так как долгое время Кронштадт был режимным военным объектом, еще во времена Советского Союза здесь была создана вполне приличная инфраструктура, позволяющая жителям пусть в ограниченном диапазоне, однако иметь постоянные образовательные и медицинские услуги.

На сегодня на острове есть шесть средних общеобразовательных школ, 15 учреждения детского дошкольного и дополнительного образования. Открыты музыкальная и художественная школа, школы для детей с альтернативным развитием, несколько клубов для подростков, Дворец культуры, а также школа-интернат санаторного типа.

Продолжают функционировать различные спортивно-оздоровительные комплексы и школы: на территории острова есть свой стадион, бассейн, несколько тренажерных залов, ледовый каток (в зимнее время года). Есть Матросский клуб и Дом офицеров. Существуют и клубы по интересам, объединяющие людей по виду увлечений и хобби.

Морской кадетский корпус

Морской кадетский корпус

Дворец культуры им Мартынова

Дворец культуры им Мартынова

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Среди высших учебных заведений можно назвать Морской кадетский корпус, а также несколько филиалов вузов Санкт-Петербурга: Академии сервиса и экономики, Университета коммуникаций и Северо-Западного поликлинического университета. В Кроштадском районе расположено и несколько общественных научных центров, самым современным из которых является объединенная библиотечная система, с помощью которой пользование различными библиотеками на острове может быть централизованным.

Из медицинских заведений здесь есть несколько частных клиник, в основном, представляющих собой кабинеты семейных или детских врачей, также есть санаторий для детей «Аврора» и семь государственных лечебных учреждений, как стационарных, так и амбулаторных.

Что касается торговых точек: конечно, в Кроштадте есть, где купить все необходимое, однако разнообразием предложения не отличаются. На острове нет ни гипермаркетов, ни больших торговых центров. Продукты и одежду жители предпочитают ездить покупать на «большую землю», здесь же можно приобрести только самое необходимое.

Что касается транспортных коммуникаций и обустройства самого города, то с недавних пор был облагорожен туристический центр Кронштадта. Тротуары и дорожки возле Морского собора, Дерева желаний, Водонапорной башни и других достопримечательностей были приведены в порядок, обустроена садово-парковая зона, установлены скамейки и места для отдыха жителей и гостей Кронштадта.

Морской собор

Морской собор

Дерево желаний

Дерево желаний

Экскурсии на форты Кронштадта

Самая интересная достопримечательности Кронштадта – это его форты. Форт – это крепость на острове или остров-крепость. Форты были построены на острове Котлин, где располагается город Кронштадт и на окрестных естественных и искусственных островах для защиты Санкт-Петербурга. Самый большой из фортов – Александр I, который многократно превышает по размерам более известный французский форт Баярд.

К сожалению, в настоящее время все форты находятся в полуразрушенном и заброшенном состоянии. Энтузиасты добираются до фортов зимой по льду Финского залива. Также организуются экскурсии на туристических катерах до фортов из Санкт-Петербурга и от причала на острове Котлин около форта Константин.

Подробнее о фортах Кронштадта {amp}gt;{amp}gt;

Тот самый котелок на острове на современном гербе Кронштадта Файл: кронштадт-герб

В летнее время организованы водные экскурсии, позволяющие осмотреть сохранившиеся укрепления. В ходе экскурсии Вы услышите рассказ о военном прошлом и трудном настоящем времени Кронштадтской крепости. Обычно экскурсии проводятся без высадки на территорию укреплений. И даже у людей, далеких от истории, впечатления от увиденного бывают очень сильными.

Криминал

Из-за обособленности Кронштадского района в нем несколько специфичный криминальный фон. Серьезные преступления экономического характера происходят, в основном, на территории контейнерного порта. Есть и случаи правонарушений на военных объектах, однако им занимается и военное же делопроизводство.

Среди бытовых преступлений можно выделить уличную преступность, автомобильные и квартирные кражи, причиной которых является, в основном, употребление наркотиков и, соответственно, то, что наркозависимые нуждаются в постоянном добывании денег на «зелье». По наркомании район очень неблагоприятный: небольшое количествоо полицейских и удаление района от города способствует деятельности наркоторговцев и траффикантов. Практически каждый месяц в районе фиксируется несколько правонарушений подобного рода.

Южные форты Кронштадта

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Строительство фортификационных сооружений началось с южной стороны острова Котлин, поскольку Финский залив здесь глубже и угроза прохождения в этом месте вражеских кораблей была выше. Из семи южных укреплений самым первым был возведен Кроншлот.

  • Первый форт Кронштадта – Кроншлот.

    Осенью 1703 года шведы покинули Невскую губу и Петр I сразу отправился в Финский залив для измерения глубин у острова Котлин. Он определил, что с севера и юга остров окружен валунами и мелями и корабли шведов смогут пройти к Петербургу только по узкому проливу. Петр велел рубить крепость рядом с островом Котлин, чтобы заградить здесь проход кораблей. С осени на острове был заготовлен материал для строительства и в начале января 1704 года, когда лед встал, начались работы по возведению первого укрепления. Делали ряжи – деревянные ящики, которые наполняли камнем и опускали под лед. Они служили основанием крепости, модель которой сделал сам Петр I. На каменном основании была также построена трехъярусная деревянная башня. Крепость построили в виде десятигранника с наибольшей шириной в 29 метров, а длина одной стороны была 9 метров, число пушек -14. Крепость, «мимо которой невозможно без препятствий ни одному кораблю в устье пройти», Петр назвал Кроншлот – Коронный замок. Летом 1704 и 1705 годов Кроншлот отражал натиск шведов. Окончательно Новый Кроншлот был достроен к 1724 году, тогда появилась внутренняя гавань с тремя воротами.

    [Форт Кроншлот на карте]

  • Форты №1 Южный и №2 Южный – Дзичканец строились в середине 1850-х годов в связи с угрозой наступления англо-французских кораблей в ходе Крымской войны. Оба укрепления были небольшие по размеру. На Южном №1 орудия располагались в двух казематах, на Южном №2 пушки располагались открыто. С развитием артиллерии крепости прошли все стадии перевооружения, а в годы Великой Отечественной войны участвовали в противоздушной обороне Кронштадта.

    [Форт №1 Южный на карте]

    [Форт №2 Южный – Дзичканец на карте]

  • Форт Южная батарея №3 был построен в период 1865 – 1871 годы, позже получил имя Башенная. В 1882 году по указу Александра III был переименован в граф Милютин в честь военного министра и генерал-адъютанта Дмитрия Алексеевича Милютина. Милютин совместно с расположенным напротив береговым фортом Константин должны были перекрывать огнем Кронштадтский корабельный фарватер. Во время Великой Отечественной войны отсюда велся огонь по противнику, занявшему Петергоф и Стрельну  и по немецким самолетам.

    [Форт Милютин на карте]

  • Форт Император Павел I был построен в 1801 году и располагался на два километра западнее Кроншлота. В 1923 году в результате пожара и взрыва хранящихся на складах мин укрепление было почти полностью разрушено. Сохранились только остатки одной стены и лестничная башня

    [Форт Император Павел I на карте]

  • Батарея Князь Меньшиков построена в 1843-1850 годах у входа в Купеческую гавань

    [Батарея Князь Меньшиков на карте]

  • Форт Император Александр I

    Его торжественное открытие проходило 27 июля 1845 года в присутствии государя Николая I. Начиная с 1897 года, здесь находилась противочумная лаборатория, препараты которой использовались в борьбе с эпидемиями чумы, холеры и тифа по всей России. Сыворотка и вакцина поставлялись также за границу, поэтому это укрепление называлось еще Чумным.

    Вход на его территорию был строго ограничен и с внешним миром сообщение выполнялось на пароходике с именем Микроб. Несмотря на все ограничения, в 1904 и в 1907 году здесь вспыхнула эпидемия чумы. С 1917 года крепость снова была передана военным и какое-то время здесь располагались склады с оружием, а со временем она была заброшена.

    В 2005 году укрепление передали Управлению делами Президента и здесь планировалось проведение саммита 2007 года, но по причине безопасности от этой идеи отказались. В это время появилась грандиозная идея создать здесь культурно-развлекательный комплекс с театральной сценой и музеем истории фордов, кафе, баром и ресторанами. Но в жизнь эти планы так и не были воплощены.

    У Атлантического побережья Франции в Бискайском заливе между островами Олерон и Иль-д’Экс находится аналог крепости Александр I – форт Боярд, построенный в 1857 году на песчаной отмели, который использовался как военный объект и тюрьма, а одно время служил только местом обитания птиц. Его размеры составляют 68 на 31 метр, а размеры форта Александр – 90 на 60 метров. Крепость Боярд также прозябала и была заброшенной до середины 80-х годов, когда французское телевидение заинтересовалось ей и сделало ее самой необычной телеплощадкой и телестудией мира, а игра Форт Боярд, съемки которой ведутся здесь, стала одной их самых популярных в мире.

    [Форт Александр I на карте]

Достопримечательности и развлечения

Развлечься в районе практически негде. Естественно, здесь есть некоторое количество увеселительных заведений, кафе и ресторанов, в летнее время можно заказать прогулку на катере по воде, однако по сравнению с остальным Санкт-Петербургом всего этого очень мало, и жители предпочитают ехать веселиться на «большую землю».

А вот достопримечательностей на острове много.

Среди самых известных и красивых из них можно назвать, конечно же, Морской Никольский собор на Якорной площади. Это великолепное здание было построено в 1913 году и пережило много исторических событий. На сегодня собор является своеобразной туристической меккой — редкие туристы, прибывающие в Кронштадт, обходят вниманием этот памятник архитектуры.

Морской собор

Морской собор

Собор освящал известный питерский святой, протоиерей Иоанн Кронштадтский. Церковь выполнена в пышном византийском стиле и долгое время была закрыта, здесь был кинотеатр, клуб, музей, многие из икон и мемориальных мраморных досок, посвященных погибшим морякам были уничтожены и утеряны. Реставрирован, восстановлен и передан церкви собор был только в начале этого столетия. В настоящее время Морской Никольский собор является действующим храмом и исторической туристической достопримечательностью одновременно.

Император Николай II с офицерами русского флота на ступенях Кронштадтского Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца, начало ХХ века

Также можно посетить часовню при Андреевском соборе (сам собор был разрушен, однако скромная часовня являет собой великолепный образец того, как уважают местные моряки свои традиции и святыни). Красивые церкви в Кронштадте не редкость, здесь есть также и собор Владимирской иконы Божьей Матери, Воздвиженская церковь и часовня Богоявления «Спас-На-Водах». Как можно заметить, все эти святыни так или иначе посвящены морскому делу и посвятившим себя флоту знаменитым уроженцам Кронштадта.

Андреевская часовня

Андреевская часовня

Спас-На-Водах

Спас-На-Водах

Для верующих и просто интересующихся православием людей будет интересно побывать в квартире-музее Иоанна Кронштадтского, посмотреть, как жил святой отец, что ему было интересно, и каким образом был организован быт известного протоиерея. Здесь же можно помолиться и отслужить небольшой молебен.

Квартира Иоанна Кронштадтского

Квартира Иоанна Кронштадтского

Как уже было упомянуто выше, в Кронштадте жил и работал изобретатель радио Александр Попов. Здесь до сих пор находится и поддерживается в первозданном состоянии его квартира. Сюда тоже можно заглянуть «в гости» к великому ученому и узнать, каким образом ему далось его изобретение.

В Кронштадте, вообще, много музеев. Большинство из них посвящено морской славе и истории острова. Это и Музей истории Кронштадта, и Морской музей, и Музей истории Кронштадтской крепости. Даже Кронштадтский морской  завод имеет свою, достаточно интересную экспозицию. В принципе, по Кроштадту просто приятно гулять, особенно летом, и любоваться окружающими пейзажами.

Обводный канал г. Кронштадта

Обводный канал г. Кронштадта

Своеобразными достопримечательностями района являются и многочисленные форты Кронштадта. Интересно будет побывать на Водонапорной башне острова, крепостной стене, увидеть один из памятников великому царю Петру I, пройтись по чуть качающимся подвесным пеньковым мостам.

Водонапорная башня

Водонапорная башня

Пеньковый подвесной мост

Пеньковый подвесной мост

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Из современных туристических мест можно выделить знаменитое Дерево желаний, расположенное на одной из кронштадтских аллей. Если вы напишите свое желание на бумажке, встанете спиной к дереву и попытаетесь закинуть на него бумажку, то ее невозвращение — то есть, если Дерево «примет» ваше «письмо», говорят, желание гарантированно сбудется.

Дерево желаний

Дерево желаний

Береговые форты Кронштадта

  • Форт Константин, расположенный в береговой части острова Котлин, первоначально назывался «Двойная южная батарея». Он был построен в 1808 году в начале войны со шведами, когда возникла угроза приближения их союзников – английских кораблей. Тогда на отмели в северной части Кронштадтского рейда были построены батареи в два яруса для 45 пушек. В 1833 году Николай I назвал это укрепление Константин в честь своего семилетнего сына, который в пять лет был назначен генерал-адмиралом.

    [Форт Константин на карте]

  • Форт Цитадель был возведен к 1724 году солдатами и офицерами Семеновского и Преображенского полков, базировавшимися на острове Котлин. 7 сентября 1734 года по завершении строительства указом императора Николая I он был переименован в Император Петр I.

    [Форт Цитадель (Петр I) на карте]

  • Форт Риф, построенный к 1915 году, находится на западном побережье косы острова Котлин. Его история связана с революционными событиями 1917 года, а в 1921 году при подавлении Кронштадтского восстания это место было убежищем восставших.

    [Форт Риф на карте]

  • Форт Шанец расположен в северо-западной части Кронштадта, где еще в 1706 году был построен земляной редут Александр-шанец. В конце 19 века сооружается группа батарей долговременного типа Шанц. В годы Второй мировой войны здесь базировалась железнодорожная артиллерийская батарея, курсировавшая между Кронштадтом и укреплением Риф.

    [Форт Шанец на карте]

Северные форты Кронштадта

К северным фортам относятся укрепления под номерами с первого по седьмой, которые можно видеть по всему маршруту северной части дамбы и крепости Обручев и Тотлебен, которые расположены между Кронштадтом и Сестрорецком и хорошо видны из Курортного района Санкт-Петербурга.

Номерные северные укрепления были построены на ряжевом основании с помостами из бревен, на которых также из бревен строились артиллерийские укрепления. В 1863 году по приказу военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебана все северные укрепления были перестроены в камне и бетоне.

К концу 20 века северные номерные форты уже не могли противостоять вражеским дальнобойным орудиям и необходимо было построить новые укрепления дальше от крепости. Было принято решение возвести с севера от острова Котлин два артиллерийских укрепления на расстоянии 10-ти и 4-х километров от острова так, чтобы северный фарватер проходил между ними.

Синий мост, на устое которого расположен Кронштадтский футшток, и здание мариографа (прибора, контролирующего изменения уровня моря) за ним

В 1910 году форт А был переименован в Тотлебен в честь Э.И. Тотлебена, участвовавшего в строительстве Кронштадтской крепости. Форт В назван в честь начальника Главного штаба Н.Н. Обручева. После Октябрьской революции укрепления переименованы в Первомайский и Красноармейский.

К началу Первой мировой войны крепости Тотлебен и Обручев были готовы к сражениям, но немецкие корабли здесь так и не появились. Во время советско-финской войны орудия укреплений обстреливали финские позиции на реке Сестре, а во время Великой Отечественной войны – вражеские позиции на северном берегу Финского залива от Белоострова до Териски – нынешнего Зеленогорска.

[Форт Обручев на карте]

[Форт Тотлебен на карте]

[1-й Северный форт на карте]

[2-й Северный форт на карте]

[3-й Северный форт на карте]

[4-й Северный форт на карте]

[5-й Северный форт на карте]

Кронштадтская водокачка, построенная в 1839 году и перестроенная полвека спустя. Открытка конца XIX века

[6-й Северный форт на карте]

[7-й Северный форт на карте]

Форты Кронштадта – участие в сражениях

Впервые шведские корабли подошли к Кронштадтским укреплениям в июне 1704 года и после перестрелки, простояв еще два дня, ушли. Повторив еще раз попытку пройти к Невской губе в 1705 году и потерпев неудачу, шведы ретировались.

В сражении 23-24 мая 1790 года в ходе русско-шведской войны 1788-1790 годов шведы также не смогли пройти к Петербургу.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В июне 1854 года во время Крымской войны англо-французский флот подошел к Кронштадту, но оценив мощь укреплений, корабли решили не прорываться сквозь огонь русских орудий. В 1855 году английские и французские корабли вновь приблизились к русским укреплениям, но после потери на минах четырех кораблей вынуждены были отойти.

В 1919 году к Кронштадтским укреплениям подошли английские суда, которые вместе с войсками Юденича пытались прорваться к Петербургу, но после столкновений с кораблями Советской Армии, потеряв эсминец и подводную лодку, они отступили. В августе этого же года английские корабли атаковали Кронштадтские гавани, но четыре корабля были взорваны и англичане вынуждены были отступить.

 Артиллерия крепости Тотлебен приняла участие в Советско-финской войне 1939-1940-х годов, когда шло наступление на Карельском перешейке. В годы Великой Отечественной войны Кронштадтские укрепления надежно защищали подступы к Ленинграду по морю.

После Великой Отечественной войны надобность в фортификации отпала и во время реформы вооруженных сил СССР в 1957-1960 годах Кронштадтская крепость была списана и проведено разоружение всех ее укреплений. Памятники истории, имеющие и архитектурный интерес, использовались различными организациями бесконтрольно, без выполнения охранного статуса.

Будущее фортов

В настоящее время форты Кронштадта потеряли свое оборонительное значение и многие из них сдаются по отдельности в долгосрочную аренду. Сейчас планируется, что часть из них станет туристическими объектами, между которыми будет курсировать плавучий отель. В рамках фестиваля «Эко берег» в 2011 году прошел конкурс среди молодых архитекторов на лучший архитектурный проект плавучего форт отеля. Из 27 представленных работ первое место жюри  присудило лучшему по концепции и выразительности проекту Ивана Владиславовича Кожина.

Интересные факты

  • В мае 1854 году между фортами Павел I  и император Александр I впервые в мире было установлена минно-артиллерийская позиция из 125 гальванических мин Якоби. В июне 1854 года англо-французская эскадра не решилась пойти к Кронштадту и повернула к Выборгу. А через год эскадра под руководством вице-адмирала Ричарда Дондаса была вынуждена уйти восвояси после того, как два ее корабля подорвались на минах 
  • Одним из инженеров, строившим Кронштадтские укрепления, был Леонид Петрович Капица – отец Лауреата Нобелевской премии в области физики Петра Капицы 
  • В 1990 году форты Кронштадта вошли в объект Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» 
  • В конце 90-х годов, несмотря на протесты местных жителей, на фортах Константин и Александр I стали проводить фестивали Форт данс, на которые съезжалось до 20000 человек. Но через 9 лет из соображений безопасности фестивали были отменены

Другие известные форты мира

  • Один из самых известных фортов в мире – Форт №2 Великого Петра на горе Варгина в пригороде Владивостока. Это самый мощное пехотное укрепление в мире, его площадь больше двух площадей Петропавловской крепости, длина сплошного опоясывающего рва – 1600 погонных метров, а общая длина всех закрытых и подземных помещений – 3500 метров
  • На северо-западе штата Калифорния расположен форт Росс – бывшее русское поселение, основанное в 1812 году на высоком берегу Тихоокеанского побережья Калифорнии в 40 км от Санта-Роза и в 80 км от Сан-Франциско  
  • Во время Второй мировой войны в 1943-1944 годах по проекту известного британского инженера Гая Анселла Маунселла в устьях рек Темза и Мерси были сооружены так называемые Морские форты Маунселла. На мелководье Северного моря видны необычные заброшенные сооружения, целью которых в годы войны было защитить промышленные центры Англии от воздушных атак со стороны моря, подхода кораблей к Лондону и Ливерпулю и не позволить бомбить порты. Пути прохода кораблей минировались, а построенные 21 башня были оснащены радиолокаторами, зенитными орудиями и прожекторами.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Более 300 лет над водами Финского залива возвышаются форты Кронштадта, которые вместе с батареями острова Котлин были на Балтике самой мощной крепостью Кронштадт – надежным защитником Санкт-Петербурга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru