Достопримечательности города санкт петербург

Дворцовая площадь

Путешествие по Петербургу логично начать с главной городской площади — Дворцовой. Побывать в северной столице и не сфотографироваться на фоне Зимнего дворца или арки Главного штаба? Нет, это просто невозможно!

Дворцовую площадь по праву можно признать градостроительным центром Петербурга. Здесь находится Зимний дворец, где жили российские императоры. Это такой же символ власти дореволюционной России как московский Кремль символ власти современной. Пространство же перед Зимним – всё равно, что Красная площадь в Москве.

Композиционным центром Дворцовой площади является памятник Александру I – Александровская колонна с венчающим её ангелом. Это самая высокая триумфальная колонна в мире. Её высота 47,5 метров. Вес гранитного монолита – более 600 тонн. Он стоит на пьедестале только за счёт точного инженерного расчёта и собственного веса.

Дворцовая площадь и сейчас продолжает быть местом военных парадов, массовых народных гуляний. Здесь отмечают смотром войск день Победы, гуляют петербуржцы и туристы на день города и в праздник выпускников «Алые паруса».

Государственный Русский музей (Михайловский дворец)

Санкт-Петербург – культурная столица России. Представить себе наш город без музеев просто не возможно. Главным же, то есть самым известным музеем по праву является Государственный Эрмитаж. Поэтому он в нашем списке достопримечательностей. Музей располагается в Зимнем дворце, отделяющим Дворцовую площадь от Невы.

В Зимнем дворце, то есть в Эрмитаже, можно посетить парадные залы, некогда служившие фоном для важных государственных событий, пышных императорских приёмов, балов. Увидеть сохранившиеся личные покои императоров.

Название «Эрмитаж» — производное от французского «hermitage», что значит «покой», «уединение». Конечно, странно так называть один из самых популярных музеев мира. Но ведь поначалу к ней имела доступ только царская семья и её приближённые.

Коллекция с каждым годом росла, для неё строились новые здания по соседству: Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж со знаменитыми атлантами. Сейчас в музее хранится более трёх миллионов экспонатов: предметы живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства, нумизматика, археологические находки.

Государственный музей-заповедник «Петергоф» — самый посещаемый музей России. Знаменитый фонтанный комплекс во главе с «Самсоном» является обязательным местом посещения каждого туриста, приехавшего в Санкт-Петербург. Бывшая парадная морская резиденция Петра I и последующих российских императоров по праву занимает место в списке лучших достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Петергоф – русский Версаль. Повторить блеск этой резиденции французских монархов желал Пётр I. Пожалуй, он и тут превзошёл своих учителей. Если во Франции вода к фонтанам подаётся за счёт искусственной силы механизмов, то в Петергофе она стремится ввысь за счёт естественного перепада высот, самотёком. Идея покорения природы человеком, присущая культуре рубежа XVII-XVIII веков, ярко воплотилась в Петергофе.

Другим символом «выученного урока» Петром I является главный петергофский фонтан – «Самсон», высота струи которого достигает 21 метра. Создан он не при Петре I, но в честь него. Победа в Полтавской битве, кульминация войны России и Швеции, была одержана в день святого Самсона Странноприимца. Поэтому именно Самсон стал центральной фигурой фонтана, разрывающей пасть льву как символу Швеции.

Главной же архитектурной доминантой Петергофа является Большой Петергофский дворец.

Не обойтись в перечне главных петербургских достопримечательностей без ещё одного музея. Русский музей – это собрание предметов искусства, созданных отечественными мастерами. По масштабам и значимости с ним сравнится разве что московская Третьяковская галерея.

Примечательно и само здание, в котором работает Русский музей. Это бывший Михайловский дворец, построенный Карлом Росси для сына Павла I в 1819-1825 годах. Отдан под общественно-культурные цели великокняжеский дворец был при Николае II, пожелавшем дать новому музею имя своего отца императора Александра III.

Из общеизвестных шедевров русского искусства, которые экспонируются в Русском музее: «Последний день Помпеи» Брюллова, «Девятый вал» Айвазовского, «Тайная вечеря» Ге, «Витязь на распутье» Васнецова, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Бурлаки на Волге» Репина, «Переход Суворова через Альпы» Сурикова, «Лунная ночь» Куинджи, «Купчиха за чаем» Кустодиева, «У двери мечети» Верещагина, «Похищение Европы» Серова, «Портрет Ахматовой» Альтмана, «Смерть комиссара» Петрова-Водкина, «Оборона Севастополя» Дейнека. И это только малая часть самых известных картин. А ведь в музее выставлены не только картины!

Нева

Если Дворцовая площадь является архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, то главной природной достопримечательностью города без сомнения является Нева, одна из самых полноводных рек Европы (занимает 6-7 место).
Нева соединяет Ладожское озеро с Финским заливом. Её длина 74 километра. На территории Санкт-Петербурга она делится на рукава, образуя 42 острова.

Дворцовая площадь

До постройки дамбы в Финском заливе Нева регулярно затапливала город. Самые катастрофические наводнения наблюдались в 1777, 1824 и 1924 годах. До основания Санкт-Петербурга крупное наводнение наблюдалось шведами в 1691 году, когда по их сведениям река на территории, где впоследствии был основан город, поднялась на 25 футов (7,63 метра).

Невой любоваться лучше всего с Дворцовой набережной, куда можно пройти, обойдя Зимний дворец слева. Отсюда легко зайти на Дворцовый мост, откуда угол обзора будет выше. Отсюда получатся очень хорошие видовые панорамные фотографии.
Нева, в своей части между Дворцовым и Троицким мостами, является главной площадкой знаменитого праздника выпускников «Алые Паруса».

Реки и каналы

Отдельным номером от Невы выделю малые реки и каналы Петербурга. Всё-таки одно дело – широкая панорама одной из самых полноводных рек Европы. И совсем другое – относительно узкие каналы естественного или искусственного происхождения.

Не прокатиться на речном трамвае по Фонтанке или Мойке – не побывать в Санкт-Петербурге. Город с воды смотрится совсем не так, как с набережных. Да и спокойный размеренный рассказ экскурсовода сделает вас ближе, внимательнее к Санкт-Петербургу и его достопримечательностям на берегах водных магистралей.

Прогуляться по набережным и сфотографироваться на мостах – отдельное удовольствие. Рядом с Невским проспектом находится Банковский мост с грифонами. В Коломне на том же канале Грибоедова – ещё один уютный Львиный мост. На пересечении канала Грибоедова и Крюкова канала известное «семимостье» — место, откуда видно сразу семь переправ. Совсем рядом с этим местом находится великолепный Никольский Морской собор с отдельно стоящей колокольней.

Ближе к туристическим маршрутам – Театральный мост около Спаса-на-крови и Марсова поля. Никакого театра рядом давно нет, но название осталось от деревянного театра, некогда существовавшего на Марсовом поле.

Адмиралтейство

Рядом с Зимним дворцом расположено Адмиралтейство. Внутрь него не попасть, но прогуляться рядом с этим величественным зданием точно стоит. Со стороны Невы вдоль Адмиралтейства можно пройти по Адмиралтейской набережной. С другой стороны здания находится Александровский сад.

Адмиралтейство – одно из самых старых достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это верфь, которая была основана здесь ещё в 1704 году самим Петром I. Впоследствии она два раза перестраивалась. Последний раз — в начале XIX века по проекту русского зодчего Андреяна Захарова. Но ещё с 1730-х годов башню Адмиралтейства венчает позолоченный кораблик – один из символов нашего города.

Памятник Петру I «Медный всадник»

Как вы думаете, из какого металла изготовлен самый известный памятник Петербурга? Правильно! Из бронзы! «Медным» его назвал Александр Сергеевич Пушкин ради правильной рифмы. Без этого монумента на Сенатской площади Санкт-Петербург представить просто невозможно!

Автор памятника – француз Этьен Морис Фальконе.

Чем же замечателен «Медный всадник»? Во-первых, он идеально изображает Петра I как преобразователя страны, поставившего её буквально «на дыбы». Вытянутая рука императора указывает в сторону Европы, властно повелевает здесь, на берегах Невы раскинуться новой русской столице. Символична даже змея под ногами коня, имеющая функциональное значение третьей точки опоры. Она, конечно же, изображает все трудности, которые пришлось преодолеть на пути к реформам.

Во-вторых, памятник уникален с технической точки зрения. Точный расчёт веса скульптуры позволил поставить коня только на две ноги, пусть и не без помощи дополнительной опоры в виде змеи. Вес куска скалы, из которого изготовлен постамент, изначально составлял около 2000 тонн! Для середины XVIII века перемещение такого монолита по суше и воде было «дерзновению подобно». Именно эта фраза Екатерины II была помещена на медаль, посвящённую этой необыкновенной транспортной операции.

«Медный всадник» на Сенатской площади был торжественно открыт 7 августа 1782 года. С этого дня он является одним из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга.

Это самая старая достопримечательность Санкт-Петербурга. Факт основания крепости Петром I является фактом основания самого города. Это событие произошло 27 мая 1703 года. Именно в эту дату петербуржцы празднуют день города. Как же в списке главных достопримечательностей Санкт-Петербурга обойтись без Петропавловской крепости?

Крепость была основана во время Северной войны, закончившейся только в 1721 году. Она вместе с укреплениями близ острова Котлин (город Кронштадт) не позволила шведским войскам вернуть дельту Невы в свои руки.

Непосредственного участия в боевых действиях гарнизон Петропавловской крепости никогда не принимал. Шведы какое-то время были рядом, но до самой цитадели так и не дошли. Сама же Петропавловская крепость стала главной политической тюрьмой, своеобразной Бастилией. Именно в её застенках был замучен сын Петра I Алексей. Здесь же допрашивались и содержались декабристы, участники террористических организаций.

Петропавловская крепость – уникальное для России сооружение. Это первая крепость, созданная на территории нашей страны не по средневековым канонам, с высокими стенами и башнями. А по современным на тот период технологиям, учитывавшим существование мощной артиллерии. Стены здесь не так высоки, всего 12 метров. Но они очень толстые, поэтому их нельзя пробить выстрелом из пушки.

Петропавловский собор – самый первый храм нашего города, самый старая достопримечательность Санкт-Петербурга наравне с самой крепостью. Именно здесь покоятся все русские императоры начиная с Петра I и заканчивая Николаем II, кроме Петра II. Это позволяет претендовать Петропавловскому собору на статус главной петербургской достопримечательности.

Это уникальное архитектурное сооружение для России того времени. Его строил архитектор Доменико Трезини, проектировавший и саму Петропавловскую крепость.

По православным канонам русские церкви строились пятиглавыми. Первый петербургский храм же стал возводиться по европейским лекалам. С одним куполом и высокой колокольней, шпиль которой был эдаким восклицательным знаком, показывающим кто здесь хозяин, на только что отвоёванной у Швеции территории. Причём строилась в первую очередь именно колокольня, которая была и своеобразной смотровой площадкой, нужной в военное время.

Долгое время шпиль Петропавловского собора являлся самой высокой архитектурной доминантой города. Не так давно его обогнал Лахта-центр – современный небоскрёб. Высота, с которой смотрит на Петербург ангел, укреплённый на шпиле – 122 метра.

Уникально и внутреннее убранство собора святых Петра и Павла. Его стены украшает живопись на светские темы, что также являлось новшеством для России. Он был своеобразным музеем, где хранились знамёна поверженных шведских дивизий. Да и сам иконостас выполнен в виде триумфальной арки.

Исаакиевский собор

Четвёртое по величине купольное сооружение в мире. Самый большой православный храм. Уже только за это он заслуживает быть в этом списке достопримечательностей Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор неоднократно перестраивался и менял своё местоположение. Окончательно утвердился в Петербурге его четвёртый вариант, начатый строительством в 1818 году, законченный спустя 40 лет. Автором его проекта стал французский архитектор Огюст Монферран. Выходит так, что главный православный храм Российской империи строил католик, который до этого не имел сколь либо серьёзного опыта крупного строительства. И тем не менее, выбор Александра I пал именно на него.

Массивные колонны портиков ставились на свои места до сооружения стен. Они весят по 114 тонн, их высота 17 метров. Поднимались они в вертикальное положение всего за 45 минут. Колонны вокруг купола весят 64 тонны каждая. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров.

Высота Исаакиевского собора 101,5 метр. Он может вместить до 12 000 человек.

В Исаакиевском соборе крестили царских детей. Он являлся центром общегородских праздников. После Революции в нём разместили музей. В настоящее время храм таковым и продолжает являться. Но в его боковом приделе проводятся богослужения.

Крейсер «Аврора»

В 10-15 минутах ходьбы от Петропавловской крепости находится крейсер «Аврора». Это, пожалуй, главная советская достопримечательность города, пусть и созданная ещё до Революции 1917 года.

Этот боевой корабль известен, прежде всего, своим холостым выстрелом, который послужил сигналом к штурму Зимнего дворца. С тех пор он является большевистского переворота.

Зимний дворец

Но кроме участия в октябрьском вооружённом восстании 1917 года «Аврора» побывала и в настоящем бою. 27 мая 1905 года крейсер участвовал в Цусимском сражении во время русско-японской войны. Не прошла мимо него и Первая мировая война.

Здесь, у стенки Петроградской набережной крейсер стоит с 1948 года. С той поры он претерпел два капитальных ремонта, утратив оригинальную нижнюю половину корпуса.

Крейсер «Аврора» можно посетить как музей: подняться на палубу символа революции, сфотографироваться на фоне «той самой» пушки, посмотреть на набережные Петербурга с оригинального ракурса, познакомиться с музейной экспозицией.

Невский проспект

Главная и самая известная магистраль Санкт-Петербурга. Соединяет Адмиралтейство с Александро-Невской лаврой. Прямая как стрела. Единственный её изгиб – в районе площади Восстания, рядом с Московским вокзалом.

Одна из старейших улиц Петербурга. Невский проспект начинал свою жизнь как въездное шоссе в город. Был «выселками», где выдавались места для строительства иноземных храмов. Так здесь, впоследствии, в самом центре города, оказались немецкая, голландская, армянская, шведская и финская церкви. Уже потом, когда роль магистрали изменилась, Александр Дюма назвал Невский проспектом веротерпимости.

Магистраль украшена Казанским собором, домом Зингера, Большим Гостиным Двором, башней Городской думы, Елисеевским магазином, Аничковым мостом со скульптурами укротителей коней, дворцами Строгановским, Аничковым и Белосельских-Белозерских, Российской Национальной Библиотекой, памятниками Кутузову и Барклаю-де-Толли, Екатерине II (пусть она и стоит в глубине площади Островского).

Казанский кафедральный собор

Жемчужина Невского проспекта — собор Казанской иконы Божией Матери. Кроме своей главной цели – хранения казанской иконы, храм является мемориалом, посвящённым Отечественной войне 1812 года. Именно в Казанском соборе похоронен великий полководец Михаил Илларионович Кутузов. Здесь же хранятся копии ключей завоёванных нашими войсками городов, копии знамён поверженных вражеских дивизий.

Казанский собор многим напоминает собор святого Петра в Риме. Действительно, Павел I приказал строить его, оглядываясь на знаменитый прототип – главный храм католического мира. Это весьма оригинально, учитывая, что строился Казанский собор как главный православный храм. Не является ли это доказательством того, что Павел стремился объединить православие и католицизм?

Впрочем, петербургский храм не является копией римского. Колоннада в Ватикане образует замкнутое пространство. У нас же она образует полукруг, объединяя здание с окружающим пространством, не отделяя его от города. Автор проекта Казанского собора Андрей Воронихин идеально справился со сложной градостроительной задачей.

Продолжают тему победы в войне 1812 года два памятника-спутника Казанского собора. Они изображают М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли, установлены здесь в 1837 году.

Летний сад

Самый известный, самый первый сад Санкт-Петербурга. Вообще, садом это место было ещё даже до основания города. Пётр I основал свою резиденцию на месте усадьбы шведского майора Конау. Такая достопримечательность просто обязана быть в нашем списке.

При Петре I Летний сад был главной развлекательной площадкой для петербургской знати. Фонтаны и импортированная из Западной Европы классическая скульптура ярко демонстрировали технические и культурные преобразования в стране.

Главная достопримечательность Летнего сада – Летний дворец Петра I. Это бывшая резиденция первого российского императора, давно уже функционирующая как музей.

Особо также следует отметить классическую северную ограду Летнего сада, работы архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Существует легенда об одном иностранце, который только подплыл на своём корабле к этой ограде и сразу решил возвращаться обратно под предлогом «Ничего более красивого я и так уже не увижу».

Царское Село (город Пушкин)

Нева

Вторым по популярности пригородом Петербурга после Петергофа является Царское Село, в советское время называвшееся городом Пушкин. Главная достопримечательность этого пригорода – Екатерининский дворец, основанный ещё для Екатерины I, но сохранивший облик после перестройки по проекту Франческо Бартоломео Растрелли для Екатерины II в 1752-1756 годах.

Центром притяжения туристов в самом дворце является Янтарная комната, которая чуть ли не более известна, чем сам дворец. От оригинального шедевра остался лишь фрагмент, сейчас это воссозданный интерьер. Оригинал был утерян во время Второй Мировой войны.
Комната небольшая, но огромный поток туристов стремится попасть именно в неё. Поэтому пропуская способность дворца крайне низка, и не выдерживает напора посетителей, особенно на фоне наплыва гостей из Китая.

Внимания заслуживает окружающий дворец парк со многочисленными восхитительными павильонами и декоративными скульптурами. Он идеален для спокойных прогулок.

Мариинский театр

Не одними музеями и прекрасными архитектурными пейзажами прекрасен Санкт-Петербург. Культурная программа пребывания в культурной столице для любителей искусства должна быть дополнена посещением самого известного петербургского театра – Мариинского.

Здание построено в 1847-1848 годах не для театра, а для цирка. Прямо напротив него уже существовал театр – Большой Каменный. В 1860 году бывший цирк переоборудовали под театральные постановки, дали новой сцене имя супруги Александра II Марии Александровны. С тех пор это Мариинский театр.

В итоге Мариинский театр выиграл конкуренцию у Большого Каменного. Два театра стояли друг напротив друга три десятка лет. Последний в 1890-х годах был перепрофилирован для нужд санкт-петербургской Консерватории.

Реки и каналы

С недавних пор старое здание Мариинского театра соседствует с собственной второй сценой. Сделана она насколько профессионально и грамотно изнутри, настолько бездарно и безответственно к окружающей архитектуре Петербурга снаружи. Внешне – это обыкновенный торговый центр, который бы нормально смотрелся в любом новом районе города. Но уж никак не в Коломне, сложившийся облик которой он попросту уничтожил, не гармонируя с окружающей застройкой.

Спас-на-крови

Этот храм официально называется собором Воскресения Христова на крови. Он построен на месте смертельного ранения императора Александра II 1 марта 1881 года, отсюда и часть названия, упоминающая кровь царя. Возведён как храм-памятник царю-мученику на пожертвования, собранные по всей России, по проекту архитектора Альфреда Парланда в 1883-1907 годах.

Построенный по личному повелению следующего царя (Александра III), сына погибшего императора, в русском стиле он невольно напоминает московский храм Василия Блаженного. Спас-на-крови никоим образом не вписывался в классический архитектурный ансамбль Екатерининского канала (как тогда назывался канал Грибоедова). Но кто же будет спорить с новым царём?

Особенность интерьеров храма – его мозаичное убранство. Общая площадь мозаичных украшений – более 7000 кв.м. В этой технике создан даже иконостас. Над интерьерами Спаса-на-крови работал не только архитектор Парланд, но и художники Виктор Васнецов, Михаил Нестеров.

Спас-на-крови занял не только проезжую часть набережной Екатерининского канала, но и участок Михайловского сада. От последнего он ограждён великолепной оградой, также ставшей украшением города.

Развод мостов

Санкт-Петербург один из немногих городов, заставляющих не спать своих гостей-туристов. Происходит это ради того, чтобы провести одну из самых романтических ночей в своей жизни рядом с разведёнными петербургскими мостами.

Переправы через Неву начинают разводить примерно в половину первого ночи. Делают это на самом деле ради вполне прозаической цели – пропуска крупных кораблей, барж по Неве. Всё-таки Нева входит в Волго-Балтийский грузовой путь, обойти центр крупного мегаполиса кораблям невозможно. Удивительное дело. То, что является по своей сути неудобством для жителей города, когда они не могут ночью переправиться с одного берега Невы на другой, превратилось в одну из визитных карточек северной Венеции, своеобразный «магнит» для туристов.

Классический вид на разведённый Дворцовый мост – с Адмиралтейской набережной, с такого ракурса, чтобы ровно между крыльями переправы встал шпиль Петропавловского собора.

Другой интересный вариант – смотреть на разведённые мосты из экскурсионного автобуса. Или с борта речного трамвая, на котором вы окажетесь не только рядом, но и под мостом. Кроме того, вы проплывёте по Мойке и Фонтанке. Если сядете на двухпалубный теплоход, то он будет курсировать только по Неве от Благовещенского до моста Александра Невского. Экскурсии на нём не будет (а нужна ли она в час ночи?), но будет бар-ресторан и живая романтическая музыка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru