Достопримечательности Болоньи – Италия по-русски

2. Базилика Сан-Петронио

Базилика Сан-Петронио, или собор Святого Петрония расположился на той самой площади Маджоре. Является главным собором Болоньи, поэтому неудивительно, что он находится на главной площади города.

Здание начали строить еще в далеком 1390 году. Выполнен собор в готическом стиле. Базилику строили долго, но удалось построить по-настоящему величественный храм — 45 метров в высоту.

Посещение этой достопримечательности — бесплатное, но чтобы сделать фотографии внутри, нужно приобрести специальный стикер стоимостью 2 евро. Его нужно прикрепить на видное место, чтобы избежать лишних вопросов от охраны. Заплатить нужно также и за проход в капеллу — 3 евро с человека.

Площадь Нептуна

Вблизи от площади Маджоре располагается не менее известная достопримечательность города – площадь Нептуна (Piazza Nettuno) с красивейшим одноименным фонтаном. Она была основана в 16 веке: ранее находившиеся на этом месте строения снесли.

Еще одна достопримечательность прямиком с площади Маджоре. Своим видом фонтан украшает город еще с 16 века. Нарисовал проект фонтана Томаззо Лаурети, а статую Нептуна из меди своими руками сделал скульптор, которого местные жители прозвали Джамболонья.

Стоит Нептун на постаменте фонтана в чем мать родила, держа в правой руке грозный трезубец. Рядом с богом морей на трехуровневом постаменте расположились младенцы, чуть ниже — русалки. Они символизируют четыре крупнейшие в мире реки: Дунай, Ганг, Нил и Амазонку.

Каждый день у фонтана Нептуна собирается большое количество людей, так что придется постараться, чтобы кинуть в него монетку. Но все же посетить в Болонье это место нужно обязательно.

От вокзала в центр

Выйдя с вокзала и пройдя чуть влево, мы оказались на площади 20-го Сентября, в центре которой возвышались Ворота Галльера.Порта Галльера – одни из девяти оставшихся ворот Болоньи, входивших в третье кольцо крепостных стен 13-века.

Ворота Галльера

Ворота Галльера

Немного о городе

Исторический центр Болоньи в плане напоминает неправильный восьмиугольник. Вот по периметру этой фигуры и были возведены в 13-14 веках третьи (и последние) стены с массивными воротами. Встречаются в центре и ворота от второй стены (начала 13 в.), таких ворот осталось четыре, и называются они «торрезотто», поскольку при них имелись башни («торре»).

Слева от ворот Галльера виднеются развалины замка, построенного для Папы Иоанна 22-го. У жителей Болоньи с Папской областью были сложные отношения. Как только они портились, болонцы тут же бежали разрушать замок как символ папской власти. Отношения налаживались – замок отстраивали. Почти три с половиной века Болонья была в составе Папской области: с 1513 по 1859 гг. Замок меж тем лежит в руинах.

За замком Галльери тянется насыпное плато, на котором разбит главный парк Болоньи – Монтаньола. С улицы в парк ведет мраморная лестница, столь пышная, что подошла бы и дворцу.

Болонья, парк Монтаньола

Лестница в парк Монтаньола

Но мы оставляем парк на вечер, а пока целеустремленно движемся в центр Болоньи по улице Индипенденца.

Первые впечатления о городе: охристо-темно-кирпичный, густой, плотный, сжатый, с бесконечными галереями (сразу напомнившими мне Геную). Впрочем, такая кирпичная густота весьма характерна для средневековых городов Эмилии-Романьи.

То, что Болонья – город галерей, аркад, портиков, — общеизвестно. Такой здесь утвердился стиль домостроительства. Поскольку строительство за пределами крепостных стен было в Болонье запрещено, верхние этажи домов стали надстраивать над проезжей частью. Строились они с расчетом, чтобы под ними мог проскакать всадник. Нависающие над улицей этажи подпирали колоннами. Кое-где сохранились еще деревянные портики. Улицы стали узкими, зато никакие осадки не страшны.

Аркады в историческом центре Болоньи тянутся практически вдоль каждого дома и иногда образуют длинные коридоры.

Болонья аркады

Бесконечные аркады

Помимо узких улиц с аркадами, Болонья славилась своими каналами. Сеть каналов в Болонье была одной из самых разветвленных в средневековой Италии. Сейчас почти все каналы засыпаны, но на улице Пиелла, 18 можно взглянуть на «кусочек Венеции» в Болонье.

Так что, следуя по улице Индипенденца, можно сделать небольшой крюк влево, чтобы посмотреть на один из немногих сохранившихся в городе каналов. А потом опять вернуться на улицу Независимости, или Индипенденца.

Дворец короля Энцо и Площадь Маджоре в Болонье

По пути заходим в Кафедральный собор Сан-Пьетро, который на долгом своем веку побывал в разных обличиях. Первоначальный раннехристианский храм сгорел в 10-м веке, был восстановлен в романском стиле, опять сгорел, был перестроен в кирпиче, разрушен землетрясением, восстановлен в готическом стиле. Сейчас – это барочный храм, беломраморный, очень высокий.

Болонья собор Сан-Пьетро

Внутри собора Сан-Пьетро

Базилика Санто-Стефано

Немного отойдем от самого центра города в восточном направлении и окажемся в месте под названием Санто-Стефано — комплексе христианских храмов. Также Санто-Стефано называют как место семи церквей. Здесь располагаются такие религиозные достопримечательности Болоньи, как церковь святого Иоанна Крестителя, Храм Гроба Господня, Церковь Святой Троицы, Церковь повязки, базилика святых мучеников Виталия и Агрикола, Храм Распятия Господня и Двор Пилата.

Все постройки имеют многовековую историю — самая первая была построена около 440 года. Можно потратить не один час, изучая все внутренности Санто-Стефано, но это стоит того.

Отправляемся по лучу – виа Санто-Стефано.

И вскоре попадаем на вытянутую треугольную площадь Санто-Стефано. Видим скромный и вполне обычный кирпичный фасад небольшой церкви, за которой виднеются многочисленные купола и пристройки.

Болонья Сан-Стефано

Пьяцца Сан-Стефано

Место это называется «Семь церквей» и является сложным соединением сросшихся церквей (когда-то их было семь, сейчас – четыре). Это и есть «Иерусалим с Храмом Гроба Господня», перенесенный Сан-Петронио на болонскую почву. Возведен на фундаменте древнеримского храма Изиды.

Сооружение поразительное. Сумятица, загадочность, метафизика иерусалимского храма, безусловно, присутствует в этом сплетении пространств. Самая ранняя постройка (Храм Гроба Господня) относится к 5-му веку.

Первая церковь на нашем пути – Святого Распятия, или Иоанна Крестителя (8-го века) – простая, однонефная. Алтарь высоко поднят, к нему ведет лестница. Главная точка притяжения – распятие в верхней части алтаря.

Болонья Сан-Стефано

Церковь Распятия

Из первой церкви спускаемся в крипту. Потом переходим в Храм Гроба Господня — самое ошеломительное место комплекса. Подобно иерусалимскому оригиналу, оно круглой формы, в центре стоит высокий мраморный ковчег с мощами Святого Петрония (в 2000-м году часть мощей была перенесена в базилику Сан- Петронио), который посетители обходят по кругу.

Болонья Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня

И оказываются в базилике Святых Виталия и Агриколы, высокой и узкой, с массивными колоннами.

Базилика Святых Виталия и Агриколы

Базилика Святых Виталия и Агриколы

Далее проходим во двор Пилата. В центре двора стоит мраморная чаша.

Двор Пилата

Двор Пилата

Обратите внимание на узоры в кирпичной кладке.

Через двор Пилата мы выходим к Голгофе, или церкви Троицы.

Также из двора Пилата можно пройти в другой внутренний двор – с колодцем в центре и изящными двухъярусными арками по периметру.

Выходя из Санто-Стефано, обратите внимание на дворцы, стоящие на площади Сан-Стефано: по правую руку – палаццо Изолани 15-го века, по левую – палаццо Аморини 16-го.

Болонья Пьяцца Сан-Стефано

Пьяцца Сан-Стефано

Палаццо Аморини украшен многочисленными головами, как бы выглядывающими из дома.

А мы переходим на соседнюю улицу Кастильоне, смотрим палаццо Пеполи и возвращаемся в центр города.

Но улице Клаватуре заходим в церковь Санта-Мария-делла-Вита, смотрим знаменитую терракотовую скульптуру «Оплакивание Христа».

Через арку выходим на Пьяцца Маджоре.

Выходим на пьяццв Маджоре

Выходим на пьяццв Маджор

Пересекаем площадь.

Болонья

Вечерняя Болонья: отдыхают не только люди, но и статуи

и идем по по улице 4-го Ноября вдоль южной стены палаццо Даккурсио (слева от фасада). Полная иллюзия кремлевской стены. Фиораванти, однако.

Стена дворца Даккурсио

Вдоль стены дворца Даккурсио (Коммунале)

Когда-то я думала, какой уникальный наш московский Кремль, ни у кого нет такой достопримечательности. И вот теперь в Италии то и дело натыкаюсь на предшественников и близких родственников нашего Кремля: в Милане, Павии, теперь вот в Болонье. Что ж, спасибо итальянцам за самую яркую московскую достопримечательность! И — отдельная благодарность болонцу Аристотелю Фиораванти за Успенский собор.

Пьяцца Маджоре

Узкая и плотно застроенная улица Индипенденца выводит на площадь, стоя на которой, сразу понимаешь, что это центр города.

Болонья палаццо Коммунале и фонтан Нептуна

Палаццо Коммунале и фонтан Нептуна

Формально это три площади, переходящие друг в друга – в Италии такое перетекание площадей встречается повсеместно: угловая пьяцца Ре Энцо, узкая пьяцца дел Неттуно с жизнеутверждающим фонтаном Нептуна и самая большая и торжественная – пьяцца Маджоре, бывшая главным городским рынком.

Эти три площади обтекают конгломерат дворцов, стоящих в центре и выглядящих как единое целое. Один из них – палаццо Подеста 13 века, или Старый дворец, и второй – паллацо Ре Энцо.

Болонья паллацо Ре Энцо

Паллацо Ре Энцо

Изначально палаццо Ре Энцо назывался Новым и строился для расширения палаццо Подеста. Свое второе название дворец получил после того, как болонцы в 1249 году захватили в плен короля Сардинии Энцо, который и провел остаток жизни в Новом дворце. Напрасно его отец, германский император Фридрих II-й, пытался вызволить сына – прожив в неволе 23 года, Ре («ре» означает «король») Энцо умер, а дворец назвали его именем.

Центральный фасад палаццо Подеста обращен к площади Маджоре. Возвели его (как и следует из названия) для городского главы, или Подеста (ударение на последнем слоге) в 1200 году, а в 15 веке его перестроил Аристотель Фиораванти.

Все мы знаем этого архитектора, построившего Успенский собор в Кремле, участвовавшего в проектировании кремлевских стен и славно послужившего России. На свою беду он оказался слишком хорошим инженером и строителем, так что царь Иван III-й никак не хотел отпускать его подобру-поздорову обратно в Италию, в родную Болонью.

Аристотель пробовал устроить побег – поймали. Использовали как инженера для возведения понтонных мостов в военных походах на Новгород, Тверь. Так и затерялись следы Фиораванти в России, и никаких свидетельств о его последних годах и смерти не осталось.

До прибытия в Россию Аристотель Фиораванти много строил в Болонье, восстановил мост в Павии, спроектировал канал в Парме, проявил себя как выдающийся инженер. Нанятый венгерским королем, возводил в Венгрии мосты через Дунай.

Фамилия Фиораванти в Болоньи встречается часто: и отец, и дядя Аристотеля были строителями и архитекторами. Даже в пределах одной площади Маджоре, главной площади Болоньи, каждый из них что-то построил. Так, дядя Аристотеля, Бартоломео, участвовал в строительстве дворца для гильдии нотариусов – палаццо Нотеи. А его отец перестраивал палаццо Коммунале, который стоит на углу пьяцца Маджоре и выделяется своей Часовой башней.

Болонья карта пьяцца Маджоре

Дворцы на пьяцца Маджоре

Палаццо Коммунале состоит из двух частей: дворца Д’Аккурсио 13-го века (слева), который изначально принадлежал юристу Д’Аккурсио, и более позднего дворца конца 16 века, построенного для Кардинала Легата.

В Палаццо Коммунале сейчас – музей: интерьеры, фрески, коллекция гербов, собрание картин и предметов искусства. Один из залов дворца – зал Фарнезе – называют также Королевским: в нем короновался Карл V-й.

Справа к палаццо Коммунале примыкает Биржевой зал (Sala Borsa). Собственно, это первое здание, которое мы видим, выходя на площадь с улицы Индепенденца.

Больнья Зал Биржи

Зал Биржи

Сейчас в Биржевом зале размещена мультимедийная библиотека. Там же через стеклянные полы можно посмотреть на древние фундаменты, вскрытые во время строительства Биржи.

С Часовой башней палаццо Д’Аккурсио соседствует Дворец нотариусов, но, по правде говоря, он сильно проигрывает рядом с другим своим соседом – базиликой Сан Петронио.

Базилика впечатляет своими размерами, но – увы! – за много веков (строительство было начато в 1390 году) ее так и не окончили. Облицована мрамором только нижняя треть фасада.

Болонья базилика Сан-Петронио

Базилика Сан-Петронио

Святой Петроний считается одним из покровителей Болоньи. В 5-м веке он служил епископом в Болонье и много сделал для обустройства города. Побывав на Святой Земле, Петроний построил в Болонье собор по подобию Храма Господня в Иерусалиме. Возведенный храм получил название Санто-Стефано.

Достопримечательности Болоньи – Италия по-русски

После своей смерти Петроний был объявлен святым. Собор в его честь замышлялся грандиозным, превосходящим размерами собор Святого Петра в Риме. Обеспокоенный этим, папа повелел построить позади строящегося собора здание Архигимназии и таким образом ограничить его размер.

Но и в теперешнем объеме собор Сан-Петронио велик.

Его одиннадцать капелл украшены витражами, скульптурами, расписаны фресками.

Вход в одну из капелл (четвертая слева) платный – 2 евро. Стены капеллы расписаны фресками Джованни да Модены на тему рая и ада и странствия волхвов.

Болонья базилика Сан-Петронио

Фрески на тему скитания волхвов

Болонья базилика Сан-Петронио

Страшный суд

По полу вдоль собора тянется полоса солнечных часов длиной 66.8 м (1/600000 земного меридиана) – так называемый «меридиан Джованни Кассини», рассчитанный и установленный астрономом Кассини в 1665 году.

Болонья базилика Сан-Петронио

Меридиан Кассини

5. Кафедральный собор Сан-Пьетро

Наиболее ранние упоминания данного храма датируются 10 веком. Достоверно известно, что в 1184 году собор был освящен Папой Римским. В 1575 году храм взялись реконструировать по распоряжению кардинала Палеотти. Но во время реконструкционных работ что-то пошло не так, и в результате своды собора обрушились. Некоторые части храма пришлось перестраивать.

Кафедральный собор Сан-Пьетро сегодня открыт для посещения, здесь по-прежнему ведутся службы. Посетить храм можно в будние дни с 7:30 до 18:45, в выходные — с 8:00 до 18:45. Вход свободный.

Архигимназия

Выйдя из собора, разворачиваемся направо и оказываемся перед палаццо дей Банки, самым «молодым» дворцом, построенным на Пьяцца Маджоре. Прежде здесь, на главной торговой площади Болоньи располагались лавки менял.

Заворачиваем за угол собора. Проходим мимо городского Археологического музея (известного своими египетской, античной и этрусской коллекциями) и идем смотреть Архигимназию – ту самую, которую в 1563 году возвели на пути строящегося собора.

Построили ее очень быстро, фактически за 2 года, и в ней разместился Студиум – учебное заведение, объединившее в своих стенах факультеты Болонского университета, до этого разбросанного по всему городу.

Архигимназия – эффектное и необычное заведение. Главное украшение этого здания – многочисленные гербы ее именитых студентов, которые размещены на стенах и сводах Архигимназии. Нечто подобное я видела в Падуанском университете, но там все выглядело скромней. Здесь же глаза просто разбегаются. Все очень пестро, нарядно и в то же время торжественно.

В центре эдания Архигимназии – внутренний двор с часовой башней.

Поднимаемся на второй этаж и идем по кругу. На втором этаже есть два зала, вход в которые платный (4 евро за оба зала) – это Анатомический театр и Актовый зал.

Достопримечательности Болоньи – Италия по-русски

Ни в коем случае не пропустите ни анатомичку, ни актовый зал. Какие бы ассоциации у вас не возникали при этих словах, все они будут далеки от реальности.

Начнем с Анатомического театра. Зал отделан деревом: елью и кедром, украшен деревянными скульптурами, размещенными не только вдоль стен, но и по потолку.

Болонья Анатомический театр

Анатомический театр

Болонья Анатомический театр

Потолок Анатомического театра

А две центральные мужские скульптуры представлены без кожи — видимо, в качестве демонстрационных учебных экспонатов для изучения групп мышц.

Посреди зала стоит стол для препарирования, а вокруг него разместились «зрительные ряды». Но в целом дерево дает ощущение теплоты.

Актовый зал красив необычайно. Многочисленные гербы образуют немыслимые узоры.

Болонья Актовый зал

Актовый зал

Внизу вдоль стен тянутся книжные шкафы с табличками «Ottica e nautica», “Meccanica e idraulica” и тп.

В Актовом зале Архигимназии было впервые исполнено выдающееся произведение Россини «Stabat mater», которым дирижировал Доницетти. В память об этом событии актовый зал стал именоваться «Stabat mater».

6. Музей Дукатти

В 1926 году была основана компания «Ducatti», которая стала известна во всем мире благодаря своим мотоциклам. Если вы вдруг ценитель больших скоростей и этих итальянских мотоциклов, то рекомендуем посетить в Болонье этот музей, где за 10 евро вы сможете прикоснуться к истории марки «Ducatti».

Музей Дукатти разбит на три части. В одной из них находятся серийные мотоциклы, начиная от самых первых моделей. Во второй части музея находятся уже гоночный транспорт. Здесь же располагаются награды, завоеванные гонщиками на болонских мотоциклах. Еще одна часть музея – «Ducatti moments». Здесь можно узнать множество фактов о технике, заводе, ключевых фигурах, которые внесли вклад в успех компании.

Болонский университет

Выйдя из Архигимназии, мы попадаем на вытянутую площадь на задворках собора Сан-Петронио.

Болонья площадь Гальвани

Площадь Гальвани и задник базилики Сан-Петронио

В центре площади стоит памятник Гальвани, и площадь называется пьяцца Гальвани.

Знаменитый физиолог родился и всю жизнь прожил в Болонье. В Болонском университете закончил сначала богословское отделение, потом медицинский факультет, заведовал кафедрой анатомии и гинекологии. Его опыты по воздействию тока на мышцы лягушки положили начало электрофизиологии. Был уволен из университета за отказ присягнуть Цизальпийской республике, образованной Наполеоном, и через год после этого умер.

Впрочем, выдающихся людей, учившихся или преподававших в стенах Болонского университета, было великое множество.

Болонский университет – старейший в Европе. Возник он в 1088 году и с тех пор ни разу не закрывался. Следующий университет — парижская Сорбонна — образовался веком позже.

Интересно, что слово «университет» изначально обозначало студенческое сообщество, а «студиум» — учебное заведение. Первыми факультетами были правовой и – чуть позже – филологический и медицинский. Профессора приглашались студентами и ими же оплачивались.

Юрист Аккурсио (его палаццо мы видели на пьяцца Маджоре) слыл одним из авторитетнейших комментаторов римского права (глоссаторов), а его дочь Дота стала первой женщиной-преподавателем университета, профессором права (13-й век, на минутку).

Женщины в стенах Болонского университета были отнюдь не редкостью: не только в качестве студентов, но и в качестве преподавателей. Особенно успешно они работали на медицинском факультете. Учитывая, что студенты сами выбирали, какие профессора будут у них читать те или иные курсы, можно представить, на сколько голов выше своих коллег-мужчин должны были быть эти женщины, чтобы студенты пригласили их.

Философию в университете одно время преподавал Эразм Роттердамский. Здесь учились Данте, Петрарка, Торквато Тассо, Альбрехт Дюрер, Карло Гольдони, Парацельс, Коперник, Гальвани, Маркони и многие другие.

Достопримечательности Болоньи – Италия по-русски

По подобию Болонского стали создаваться университеты в других городах Европы. Мне довелось побывать в университетах Падуи и Павии – впечатлило, особенно в Павии.

Разрозненные факультеты были в 1563 году размещены под одной крышей – в Архигимназии. В настоящее время большая часть факультетов Болонского университета размещена на улице Замбони. И поныне рейтинг университета очень высок.

По улице Via Zamboni пройдите к Болонскому университету – старейшему высшему учебному заведению Европы. Кстати, по пути можете зайти в базилику Сан-Джакомо Маджоре, чтобы полюбоваться изящными фресками 15 века.

В этом университете учились Коперник, Данте, Петрарка, Дюрер, Бокаччо, Умберто Эко… Обязательно загляните на территорию здания, куда может пройти любой желающий.

Падающие башни

Болонью не зря называют городом Падающих башен: с 11 века здесь было возведено больше 150 башен. К настоящему времени большая часть из них разрушена, однако около 20 строений уцелело. Самыми известными являются башни Гаризенда (La torre Garisenda) и Азинелли (La torre Asinelli), до которых можно быстро дойти от собора Сан-Стефано по улице с тем же названием.

Другие примечательные падающие башни в Болонье, кроме упомянутых Due Torri, — это Прендипарте или Короната (61 м), Аззогильди или Альтабелла, высота которой 60 м, Угуццони (32 м), Скаппи (39 м), Галуцци и Гильдозаньи.

Видимо, не хотят у итальянцев башни стоять ровно. Поэтому падающую башню можно увидеть не только в городе Пиза, но и в Болонье. Здесь их аж целых две: Азинелли и Гаризенда.

Высота башни Азинелли — 97 метров, Гаризенды — 48 метров. У первой имеется незначительное отклонение в 1.3 градуса, но за счет своей внушительной высоты такой наклон выглядит заметно. Гаризенда имеет больший наклон — 3 метра.

Ориентировочная дата постройки обеих башен — 12 век. Находятся эти достопримечательности Болоньи прямо рядом с Санто-Стефано.

Базилики Сан-Доменико и Санта-Мария-деи-Серви

Пройдя площадь Гальвани, поворачиваем налево и идем до площади Кавур, с которой уже виден купол базилики Сан-Доминика.

Находится базилика в небольшом сквере, и первое, что привлекает внимание при приближении, — два сооружения на высоких тонких колоннах под пирамидальными куполами. Внутри — саркофаги. Оказалось, это захоронения глоссаторов (преподавателей римского права) Болонского университета.

Болонья саркофаг глоссария

Саркофаг глоссария

Базилика же знаменита тем, что в ней находятся мощи Святого Доминика, основателя ордена доминиканцев. Кастильский дворянин по происхождению, Доменик де Гусман в 26 лет принял сан священника. Много проповедовал в Южной Франции, борясь с ересью. В 1215 году прибыл в Рим к Папе с прошением утвердить новый орден – Орден Проповедников, целью которого стало бы миссионерство, проповедование и разъяснение основ христианства.

Новорожденный орден начинает распространяться по Европе. В Болонью Доменик направляется из-за того, что там находится университет, и начинает проповедовать при церкви Сан-Николо. Круг его последователей быстро расширяется.

Своим подвижничеством и высокими человеческими качествами Доминик заслужил большую любовь окружающих. Имеются описания его многочисленных чудес (исцелений и не только). Умер он в Болонье в 1221 году, в церкви Сан-Николо.

Уже через 13 лет после смерти Доменик был провозглашен святым. В его честь были названы города и даже целая республика — Доминиканская. Основанный им орден Проповедников стал доминиканским.

Университет Болоньи

После его смерти церковь Сан-Николо в Болонье была расширена, перестроена и названа именем святого. По образцу болонской базилики Сан-Доменико впоследствии стали строить другие доминиканские церкви.

Болонья базилика Сан-Доменико

Базилика Сан-Доменико

Для мощей Святого Доменика был построен мраморный ковчег, украшенный барельефами, — шедевр Николо Пизано.

Три фигуры ковчега изваял молодой Микеланджело: ангела с канделябром (который справа), святых Прокла и Петрония.

Ангел с канделябром Микеланжело

Ангел с канделябром Микеланжело

За базиликой находится монастырь, в котором сохранилась келья Доминика.

Выходим к церкви Санта-Лючиа, в которой сейчас расположен Актовый зал Болонского университета. Идем по кольцевой дороге, проложенной на месте третьей крепостной стены средневековой Болоньи.

На нашем пути — церковь другого ордена – сервитов, или базилика Санта-Мария-деи- Серви.

Перед церковью, словно бы к ней и не имеющая отношения, выстроена легкая аркада. Арки очерчивают большое прямоугольное пространство перед базиликой и образуют внутренний дворик. Такой дворик вполне был бы обычен за церковью, в окружении монастырских стен. Но что бы внутренний двор стоял вот так, сам по себе, перед входом в церковь, такого я еще не встречала.

Увы! Уже вступила в свои права пресловутая итальянская сиеста, не позволившая нам попасть внутрь церкви. А жаль – в базилике Санта-Мария-деи- Серви хранится знаменитая фреска Чимабуэ «Мадонна на троне», мраморный алтарь «Благовещение».

Через дорогу от церкви стоит палаццо Давиа Бержеллини (в нем сейчас музей промышленности, а также коллекция старинных предметов и театр марионеток 18-го века) с Атлантами на входе, а вдоль него все по той же линии крепостных стен тянется узкая площадь Альдрованди.

Болонья портик с Атлантами

Портик с Атлантами

Площадь Маджоре

Мы пересекаем площадь Альдрованди и проходим через одни из старейших ворот с башней, оставшиеся от второй крепостной стены, — торрезотто ди Сан-Витале.

Болонья Торрезотто ди Сан-Витале

Торрезотто ди Сан-Витале

Идем по виа Сан-Витале. Улица по современным меркам узкая и совсем не приспособлена для фотографирования дворцов, выстроившихся вдоль нее. А они прекрасны. Особенно – рустованный палаццо купцов Фантуцци со слонами на фасаде.

Болонья палаццо Фантуцци

Палаццо Фантуцци

Аркада вдоль улицы Сан-Витале

Аркада вдоль улицы Сан-Витале

Там же, на виа Сан-Витале мы пообедали в одной из пиццерий. Пиццы были отменные, а цены – ниже, чем на побережье.

8. Мадонна-ди-Сан-Люка

Данная христианская святыня находится за городом на холме Гуардиа, и чтобы до нее добраться, нужно пройти около двух километров в гору. Если вы не хотите проделывать такой путь, то можно добраться до храма на паровозиках, которые курсируют из центра города. Стоимость — 10 евро для взрослых, 5 евро для детей.

Строить церковь начали в конце 12 века. Последний раз ее перестраивали в 18 веке, и с тех пор внешний облик храма не менялся.

Площадь Нептуна в Болонье

Попасть внутрь можно бесплатно, и там есть на что посмотреть. Интерьер изобилует большим количеством колонн, лепнины. Здесь же находится икона Богоматери. Под куполом церкви находится смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид на город. Попасть туда можно за 5 евро.

Башни Азинелли и Гаризенда

А впереди уже возвышается нечто грандиозное.

Сначала видим только зеленый купол с башней – это базилика Святых Бартоломео и Гаэтано.

Болонья базилика Бартоломео и Гаетано

Купол базилики Бартоломео и Гаетано

Выходим на площадь Равенны, или пьяцца Равеньяна. Издаем дружный возглас, задираем головы.

Болонья площадь Равеньяна

Площадь Равеньяна

Вверх тянутся две кирпичные башни, узкие, длинные, кривые. Построены в нескольких метрах одна от другой, каждая клонится в свою сторону. Яркий образец человеческого тщеславия — можно сказать, его олицетворение.

Сначала некий Гаризенда выстроил башню высотой 61 метр. Потом в спор вступил Азинелли, построивший башню еще выше – 97 м. Обе башни с течением времени стали крениться, особенно Гаризенда, из-за чего ее пришлось сильно укоротить, и теперь башня Гаризенда высотой всего лишь 48 метров. В 12-13-х вв. подобные споры между городскими семействами были обычны. В Болонье было построено порядка двухсот башен, из которых до наших дней дошло около двадцати.

На протяжении веков башням пытались найти практическое применение, проводили опыты по гравитации, использовали и как крепость, и как тюрьму, и как сторожевую вышку и даже телевышку.

На башню Азинелли можно подняться – к сожалению, только пешком. Нам что-то не захотелось.

Меж тем площадь Равеньяна кажется не слишком-то и большой, при этом на ней размещены две башни, базилика, памятник Святому Петронию, дворцы. И полно народа.

Самый привлекательный из дворцов пьяцца Равеньяна – палаццо Франча, принадлежавший гильдии суконщиков.

Болонья палаццо Франча

Палаццо Франча

Рядом – еще одна площадь и стоит на ней дворец-игрушечка с изящнейшим мраморным балкончиком и балдахином над ним. И площадь, и дворец называются: делла Мерканца, то есть «Торговли».

Болонья палаццо делла Мерканца

Палаццо делла Мерканца

Дом Торговли — произведение Антонио да Виченца, который много стоил в Болонье в конце 14 века. Так, он проектировал базилику Сан-Петронио и дворец Нотариусов.

Площади Равеньяна и Мерканца — место узловое, отсюда выходят сразу 5 лучей-улиц.

Национальная пинакотека

Первые экспонаты музея стали формироваться еще в конце 18 века. Тогда в пинакотеку попали алтарные полотна, датирующиеся 15 веком. Со временем экспозиция музея пополнялась, и сегодня Национальная пинакотека Болоньи занимает лидирующие строки в рейтинге лучших художественных музеев Италии.

Внутри музей разделен на несколько частей. В одной из них располагаются картины 13-14 веков. Еще одна часть отведена под живопись эпохи Ренессанса. Также в национальной пинакотеке нашли место секции художников-маньеристов, работы, выполненные в стиле барокко и раздел искусства 18 века.

Фонтан Нептуна

Вход в музей стоит 6 евро. В первое воскресенье месяца посетить Национальную пинакотеку в Болонье можно бесплатно.

Если двигаться дальше по улице Via Zamboni, то можно выйти на Via delle Belle Arti, 56, где располагается Национальная пинакотека (Pinacoteca nazionale di Вologna). Если у вас еще останутся силы, то загляните в эту художественную галерею: она считается одной из лучших во всей Италии.

Пинакотека была основана в 18 веке кардиналом Просперо Ламбертини.

Вы можете полюбоваться работами Джотто, Рафаэля, Тициана, Рубенса, Перуджино, Леонардо да Винчи и многих других знаменитых представителей итальянской и мировой живописи.

10. Городской археологический музей

Музей расположился в здании Палаццо Гальвани, которое находится в двух шагах от центральной площади Маджоре. В здании провели значительный ремонт в конце 18 века, после чего перевезли сюда множество экспонатов.

Базилика Святого Стефана

Здание имеет 18 комнат, 12 из которых посвящены археологической тематике. Здесь можно найти самую большую экспозицию экспонатов, посвященных Египту, например, маски фараонов, которым более 3 тысяч лет. Также в музее можно погрузиться в историю Древнего Рима и Древней Греции. Стоимость входного билета внутрь составляет 5 евро.

Базилика Сан-Франческо

Минуем палаццо 17-го века, сейчас занятый полицейской управой, проходим через высокие Порта Нова, оставшиеся от третьей крепостной стены. На открывшейся площади стоит высокая колонна с девой Марией наверху.

А чуть наискосок уже видна базилика Сан-Франческо. Как и перед базиликой Сан-Доменико, здесь стоят саркофаги на высоких ножках, под зелеными пирамидами куполов. Это тоже захоронения знаменитых глоссаторов ученой Болоньи (в том числе уже упомянутого Аккурсия).

Саркофаги глоссаторов

Саркофаги глоссаторов

Пользовались здесь юристы почетом, это видно и по дворцу Д’Аккурсио на пьяцца Маджоре, и по этим торжественным захоронениям под стенами храмов.

Сама базилика Сан-Франческо огромна, а интерьеры ее для «нищенствующего» ордена, пожалуй, не слишком скромны.

Возвращаемся в центр по виа Уго Басси, идем вдоль другой «кремлевской» стены.

Вечереет. Пора идти на вокзал и ехать в Римини.

Попробовали идти по Индепенденца – не пробиться. Вечерняя улица запружена людьми, как мне показалось, в большинстве своем местными. Почему бы не прогуляться в центре после работы.

Пошли по параллельной ей виа Галльери – и не пожалели. Народу – ни души, вокруг – красивые дворцы. До середины 19-го века виа Галльери была одной из главных городских артерий, ведущей от кафедрального собора Сан-Пьетро до ворот Галльери. Обратите внимание, какие элегантные палаццо выстроены вдоль нее и какие высокие галереи проходят под ними.

Напоследок мы поднялись к парку Монтаньола, взглянули сверху на развалины папского замка, на ворота Галльери, на вечернюю Болонью.

Развалины папского замка

Развалины папского замка

Ворота Галльера

Ворота Галльера

И отправились на вокзал, полные впечатлений от многочисленных достопримечательностей Болоньи.

Отели в Болонье

Фаянсовая Фаэнца

Форли, Чезена

Интересные места, которые можно посетить из Римини

Календарь дешевых цен на авиабилеты

11. Палаццо Рэ Энцо

В этом дворце был заточен правитель Сардинии по имени Энцо, в честь которого и было названо место. Пробыл он в заточении здесь 23 года, пока не умер в 1272 году. Дворец часто подвергался изменениям. Так, в 14 веке здесь перестроили одно из помещений и разместили внутри городской архив. В 1771 году произошла реконструкция последнего этажа, а в начале 20 века претерпел изменения внешний облик Палаццо Рэ Энцо.

Сегодня дворец площадью 2500 квадратных метров используется в качестве места проведения различных выставок, мероприятий и является популярной туристической достопримечательностью Болоньи.

12. Палаццо Комунале

Еще один дворец, который нужно посетить в Болонье, расположился на главной городской площади. Сегодня в нем находится Городской Совет Болоньи. Вместе с административной частью, помещения дворца занимает и художественная галерея с картинами 13-19 веков, которая открыта для посещения. В дни, когда не проводятся заседания Совета, любой желающий может посетить зал заседаний и даже посидеть в кресле мэра города.

Изначально дворец был резиденцией видного болонского профессора Франциска Аккорзо. После его смерти здание перешло под ведение города, здесь стали заседать старейшины города, а затем и вовсе разместилась городская администрация, которая не покидает Палаццо Комунале до сегодняшнего дня.

14. Сады Маргариты

Если вы вдруг устали от посещения старинных достопримечательностей, то можно подышать свежим отдыхом в самом известном городском парке Болоньи. Часто в парке проходят выставки, мероприятия, из-за чего в Садах Маргариты чувствуется большой наплыв туристов и местных жителей.

Для детей здесь предусмотрены игровые площадки. Отдохнуть после тяжелого дня здесь можно прогуливаюсь вокруг пруда, или же насладиться чудесными видами Садов Маргариты в одном из нескольких кафе.

15. Ворота Сарагоцца

Ворота Сарагоцца достались городу в наследство от длинной городской стены, окружавшей Болонью в Средневековье. Постройка датируется 13 веком. Тогда же ворота дополнили пристройкой, соорудили подъемный мост, который был перекинут через ров перед стеной.

В 17-18 веках здесь занимались строительством галереи, в которую затем поместили икону Девы Марии, выполненную мастером Лукой. В те времена множество паломников приходило поклониться иконе, из-за чего ворота назвали «Святые ворота». В середине 19 века прошла масштабная реконструкция, в результате которой внешний облик ворот Сарагоцца значительно изменился. В 1883 через ворота пустили линию конного трамвая.

Добраться до данной достопримечательности от площади Маджоре можно пешком буквально за 15-20 минут.

16. Музей Средневековья в Болонье

Базилика Сан-Доменико

Среди всех достопримечательностей Болоньи рекомендуем также посетить музей Средневековья. С 1985 постоянной резиденцией музея стал Палаццо Гизиларди, построенный в 15 веке.

Здание музея разбито на 4 части. На первом этаже посетители могут ознакомиться с историей непосредственно музея. Пройдя чуть дальше, можно оказаться в зале, посвященном истории средневековой Болоньи. В экспозиции музея можно найти необычные экспонаты. Например, здесь можно увидеть скульптуры умерших профессоров Болонского университета. В одном из залов музея находится величественный фонтан 13 века. Стоимость входного билета — 5 евро.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru