Болонья (Италия): достопримечательности

Площадь Маджоре – главная площадь Болоньи

Главная и самая большая площадь Болоньи сейчас выглядит примерно так же, как выглядела в XV – XVI веках. Слова «самая большая в Болонье» вовсе не означает, что это местной аналог пекинской Тяньаньмэнь. Длина площади Маджоре составляет 115 метров, ширина – 60. Эти размеры как раз подходят для футбольного поля. Правда, к площади Маджоре примыкает площадь Нептуна, что значительно увеличивает перспективу пространства.

На заре существования Болоньи как города на месте площади располагался рынок. В XIII веке муниципалитет принял решение сделать площадь, которая тогда называлась Curia Communis, лицом города и начал планомерно скупать здания и свободные земли. Примером такой скупки является Палаццо Д’Аккурсио (Комунале) – дворец, принадлежавший видному адвокату и профессору права Университета Болоньи. Муниципалитет купил это здание, заказал реставрацию фасада и достройку башни, придающей уникальность внешнему виду здания.

На площади Маджоре также расположены:

  • Палаццо дель Подеста – здание, в котором с XII века размещается городское самоуправление.Здание было реконструировано после сильного пожара архитектором Фьораванте Фьораванти. Несколько позже его сын Аристотель построил в Москве Успенский собор и создал генеральный план Кремля. В течение двух веков в здании Палаццо дель Подеста также располагался театр;
  • Базилика Сан-Петронио – главный храм Болоньи;
  • Палаццо дей Банчи – здание, точнее, несколько зданий, соединённых «фирменным» портиком, в стиле Ренессанс. Раньше в нём размещались банки. Сейчас в Палаццо дей Банчи находятся магазины, кафе и частные квартиры. Некоторые помещения сдаются под офисы;
  • Палаццо дей Нотаи – относительно небольшое здание, построенное в конце XIV века по заказу гильдии нотариусов Болоньи. Суровое здание с характерными «кремлёвскими» зубцами как бы символизирует серьёзность профессии нотариусов.

Площадь Маджоре наглухо вымощена камнем, что ничуть не смущает жителей Болоньи, частенько восседающих даже не на ступеньках зданий, а прямо на камнях мостовой. Площадь действительно является центром городской жизни. Здесь проходят массовые мероприятия, площадь – популярное место встреч и площадка для политических выступлений.

Кафедральный собор Сан-Пьетро

Cattedrale di San Pietro упоминается в документах ещё X в. Уничтоженное пожаром в XI в. здание было выстроено заново в романском стиле. После землетрясения XIII в. церковь восстановилась как готическая. Появление Porta dei Leoni (ворот Львов) со стороны нынешней via Altabella относится именно к этому периоду. В XVI в.

Во время масштабной реконструкции в конце XVI в. своды обрушились, и собор пришлось возводить заново. Поэтому нынешний фасад появился относительно недавно – в середине XVIII в. Фасад Кафедрального собора выходит не на площадь, как это обычно бывает, а на узкую улицу, поэтому его фотографии, как правило, сделаны с бокового ракурса.

Кафедральный собор Сан-Пьетро

Cattedrale di San Pietro

Собор известен собственной системой колокольного звона: перезвоном четырёх колоколов управляет команда, состоящая из 23 звонарей.

Одна из капелл собора, принадлежавшая семейству Гарганелли, в XV в. была расписана художниками Эрколе де Роберти и Франческо дель Косса. Эти фрески высоко ценил сам Микеланджело. К сожалению, из-за многочисленных перестроек и реконструкций от них почти ничего не осталось.

В современном интерьере собора выделяются фреска «Благовещение» Караччи, романское кедровое Распятие XII в. в пресвитерии и терракотовая скульптурная композиция Ломбарди Compianto sul Cristo morto («Оплакивание Христа») XVI в. в правой капелле.

Кафедральный собор Сан-Пьетро

Compianto sul Cristo morto («Оплакивание Христа»)

В действующем при соборе музее Tesoro della Cattedrale демонстрируются ценные предметы религиозного культа и облачения священнослужителей.

Адрес: via Independenza, 7. Часы работы: 9:30–12:30 и 15:30–18:30.. Музей открыт по воскресеньям в 15:30–17:30. Плата взимается только с желающих пройти на колокольню, где можно, в частности, видеть трёхтонный колокол La Nonna.

Несмотря на более низкий статус, главным религиозным сооружением Болоньи является величественная La Basilica di San Petronio. Базилика посвящена покровителю и бывшему епископу Болоньи св. Петронию, и входит в число крупнейших на планете. Её размеры – 132 м в длину, 66 м – в ширину, и 51 м – в высоту.

bologna_piazza_maggiore

Основание базилики относится к 1390 г. Для высвобождения места под строительство было снесено восемь церквей. Из 22 нынешних капелл базилики Сан-Петронио восемь названы их именами. Идея возведения принадлежала не церковным, а городским властям.

Строительство длилось очень долго. После смерти автора проекта архитектора Антонио да Винченцо, работы велись по созданной им миниатюрной модели. К 1479 г. фасад базилики принял нынешний вид. По проекту весь фасад должен был быть облицован розовым мрамором, чего, как видно по фотографии, не произошло.

Базилика Сан-Петронио

La Basilica di San Petronio

Первоначальный проект предусматривал возведение храма, затмевающего собор св. Петра в Риме (кстати, также не являющийся кафедральным). Разумеется, такие планы не понравились Ватикану, и Пий IV письменно запретил это в 1562 г.

Постоянное упрощение первоначального проекта происходило и из-за растрат и нехватки средств. Поэтому завершённый в 1663 г. храм сильно отличался от проекта ди Винченцо. В частности, так и не был построен купол. В юрисдикцию церкви базилика перешла лишь в 1929 г., а её освящение произошло в 1954 г. В 2000 г. в одноимённую капеллу базилики перенесли останки св. Петронио, ранее находившиеся в религиозном комплексе Санто-Стефано.

Центральный портал базилики украшены скульптурами Якопо делла Кверча на библейские сюжеты, которые высоко ценил Микеланджело.

Базилика Сан-Петронио

Центральный портал базилики

Внутри сохранились два старинных органа, причём один из них, изготовленный в XV в.,– старейший в Италии. Привлекают внимание красивые витражи и деревянные хоры XV в., изготовленные Агостино де Марчи. Из картин выделяются «Мадонна со святыми» Лоренцо Коста и «Освящение Христа с четырьмя святыми» Амико Аспертини.

Базилика Сан-Петронио

Старинные витражи

Одна из главных достопримечательностей базилики – меридиан, проведённый по полу базилики в 1655 г., согласно расчёту астронома Джованни Кассини. Меридиан выполняет также роль солнечных часов – крупнейших в мире. Через небольшое отверстие в крыше базилики освещается соответствующий участок меридиана, тем самым указывая дату и время.

Четвёртая слева капелла охраняется особо. В ней находится фреска Джованни да Модена «Ад», написанная в 1410-12 гг. Она иллюстрирует фрагмент «Божественной комедии». На ней, в частности, изображён пророк Магомет, терзаемый дьяволом. Нетрудно себе представить, какие чувства она может вызвать у мусульман, особенно исламских террористов.

Адрес: Piazza Galvani, 5. Базилика открыта для свободного посещения с 7:45 до 18 часов с двухчасовым перерывом в 13–15. Посетители проходят через металлодетекторы. Для фото или видеосъёмки нужно приобрести за 2 EUR и приклеить на аппаратуру специальный стикер. За подъём на панорамную террасу нужно будет заплатить 3 EUR. Это можно сделать в 9–13 и 14–18 часов.

Этот собор, наверное, самый старый недострой в мире. Внешняя отделка базилики Сан-Петронио закончена примерно на трети его общей высоты в 132 метра. Освятили собор в 1954 году, а строительство началось ещё в 1390. Налог на строительство собора в Болонье взимали в течение 350 лет!

Такая продолжительность строительства привела к тому, что получился храм, нижняя часть которого украшена в стиле ренессанса, а над ней возвышается суровая романская часть. Это, безусловно, оригинально, но у населения постсоветских стран вызывает ассоциации с недостроенными по причине стремительного окончания жизненного пути владельца особняками 1990-х годов.

Внутреннее убранство базилики Сан-Петронио эклектично, но разнообразие отделки 22 капелл никак его не портит. Правда, любоваться отделкой, картинами, фресками и скульптурами придётся, в лучшем случае, из-за массивных решёток. Некоторые капеллы вообще отделены стенками. Незавершёнка видна и здесь: некоторые своды и часовни отделаны не до конца. Тем не менее, интерьеры базилики Сан-Петронио оставляют потрясающее впечатление. Храм напоминает музей архитектурных и дизайнерских решений.

Одной из главных достопримечательностей базилики является меридиан Кассини. Великий итальянский астроном провёл линию длиной более 60 метров, которую разметил как календарь. На куполе базилики находится специальное отверстие через которое солнечные лучи выделяют метки на меридиане в соответствии с временем года. Сейчас положение Солнца не совпадает с рисунками Кассини, но не по его вине – изменился наклон плоскости эклиптики.

Вход в собор бесплатный. Заплатить за право фотографирования придётся 2 евро, при этом существует ряд ограничений. За их соблюдением следи многочисленная охрана. К примеру, нельзя фотографировать 4-ю капеллу слева. В ней размещена фреска «Ад», сюжетом которой является терзания пророка Магомета дьяволами.

В базилике Сан-Петронио есть два органа, сохранившихся в оригинальном состоянии. Один из них является самым старым органом во всей Италии.

Несмотря на то, что базилика Сан-Петронио – самый большой храм Болоньи, кафедральным собором является собор Святого Петра. Он был построен в Х веке, неоднократно ремонтировался после пожаров и землетрясений, и перестраивался. Нынешний вид собор приобрёл в 1755 году.

Стиль фасада, перестроенного в XVIII веке, определить сложно – перед собором нет площади, и весь фасад можно увидеть только сбоку. Угадываются мотивы готики и барокко.

Интерьер кафедрального собора очень светлый – в отделке стен доминирует белый цвет. Сохранились несколько средневековых потолочных фресок, кедровое распятие и скульптура «Плач на мёртвым Христом», украшающая алтарь.

Позолоты, как для католического кафедрального собора, очень мало. Орган установлен не над алтарём, а в одном из боковых приделов.

Вход в собор Святого Павла бесплатный. Заплатив 5 евро, можно подняться на колокольню и насладиться превосходным видом.

Фонтан Нептуна

В центре одноимённой площади (хотя по размерам она больше похожа на двор), примыкающей к площади Маджоре, стоит великолепный фонтан, увенчанный скульптурой Нептуна. Жители Болоньи называют статую «Гигант», хотя ничего особо гигантского в ней нет – высота скульптуры чуть больше 3 метров. Нептун был дебютной самостоятельной работой Джамболоньи – француза Жана де Булонь, который переехал в Италию и получил прозвище Джамболонья.

Болонья располагается далековато от моря, и почему было решено поставить в городе именно изображение бога морей, непонятно. От существующего объяснения – статуя воздвигнута в честь папы Пия IV, который правил христианами, как Нептун правил морями – за версту несёт если не ересью, то уж язычеством точно.

Так или иначе, в 1565 году Болонья получила одну из главных своих достопримечательностей. Чаша фонтана установлена на трёхступенчатом постаменте. Она выполнена из веронского мрамора. Собственно Нептун стоит на четырёхгранном постаменте. Он украшен четырьмя фигурками младенцев. Они символизируют самые длинные из известных на тот момент реки мира: Ганг, Амазонку, Дунай и Нил. По сторонам постамента размещены подобия геральдических щитов.

Вода льётся в фонтан из 90 отверстий (правда, льётся она не всегда). Пикантности композиции фонтана Нептуна придаёт не только полная обнажённость главной скульптуры (ради этого в городе даже проводили плебисцит).

Часть отверстий для воды размещена в сосках сирен, сидящих на дельфинах в основании постамента.

В центре площади Piazza del Nettuno, примыкающей к Пиацца Маджоре, расположен La Fontana di Nettuno, также называемый болонцами Zigan («Титан»). Мраморная статуя, изваянная скульптором Джамболонья в XVI в., вполне соответствует прозвищу: её высота – 3,2 м, а вес – 2,2 т. Правда, первоначальный вес статуи был чуть больше.

Дело в том, что скульптор изваял обнажённого Нептуна с фаллосом, пропорциональным мощной статуе. Это, ожидаемо, не понравилось священнослужителям. Они потребовали надеть на скульптуру штаны или хотя бы фиговый листок. Большинство горожан воспротивилось этому на проведённом референдуме. Компромисс был найден в уменьшении размера члена Нептуна.

Фонтан Нептуна

La Fontana di Nettuno

Вся скульптурная композиция фонтана Нептуна довольно фривольна. Не назовёшь скромной и позы четырёх нагих нереид вокруг постамента. Они сидят с разведёнными ногами, держась руками за груди. Из их сосков бьют водяные струи.

Болонья (Италия): достопримечательности

Фонтан Нептуна – излюбленное место встреч местных жителей.

Санто-Стефано

Basilica di Santo Stefano или Sette Chiese («Семь церквей») – комплекс религиозных сооружений, задуманный епископом Болоньи Петронием как аналог иерусалимского храма Гроба Господня. Первоначально в него действительно входили семь церквей, но до наших дней дошли четыре:

  • церковь San Sepolcro (Гроба Господня) V в., перестроенная в VIII и XII столетии (в середине следующей фотографии за деревом);
  • церковь св. Виталия и Агриколы V в., перестроенная дважды – в VIII и XI вв. (слева на фотографии);
  • Chiesa del Crocifisso (Распятия) или Иоанна Крестителя VIII в. (справа на фотографии);
  • церковь св. Троицы XIII в.
Санто-Стефано

Basilica di Santo Stefano или Sette Chiese («Семь церквей»)

После периода заброшенности в IX–X столетиях комплекс в XI в. стал владением бенедиктинцев, которые тщательно следили за ним до XIII в. По мнению ряда исследователей, последующие многочисленные средневековые перестройки существенно исказили первоначальный облик церквей.

Церковь Гроба Господня – восьмиугольная с 12-ю колоннами, на которые опирается свод. Отдельно стоящая колонна из чёрного мрамора символизирует столб, к которому был привязан бичуемый Иисус. Эта колонна, а также существующий источник некоторые исследователи считают сохранившимися фрагментами языческого храма Изиды, на месте которого был построен Санто-Стефано.

Санто-Стефано

Церковь Гроба Господня

Фасад церкви св. Виталия и Агриколы непритязателен. Внутри сохранились фрагменты мозаичного пола VI в., капители от прежних построек и могилы святых.

Санто-Стефано

Мозаичный пол VI в. в церкви св. Виталия и Агриколы

Романская церковь Иоанна Крестителя имеет единственный неф. По красивой лестнице можно подняться в пресвитерий, называемый также «залом Пилата». Его украшают скульптурное распятие XIV в. и фрески XV в. Одна из колонн пятинефной крипты церкви точно равна росту Христа. В левом нефе крипты сохранилась фреска XV в.

santo-stefano

Романская церковь Иоанна Крестителя

Построенная значительно позже других церковь св. Троицы соединена с церковью Иоанна Крестителя галереей, называемой «двор Пилата». В ней есть «умывальник Пилата» и каменное изображение петуха, напоминающее о трёхкратном отречении Петра. В её центре от прежних сооружений сохранился бассейн VIII в.

Санто-Стефано

Галерея «двор Пилата»

Адрес: via Santo Stefano, 24. Часы работы: 9–12 и 15:30–18:30.

Болонский университет

Болонья (Италия): достопримечательности

В Х веке в Болонью из Равенны переехала школа права, которая ещё раньше располагалась в Риме. Тогдашнее право сводилось к толкованию свода законов Юстиниана, что требовало серьёзной подготовки – знать нужно было не только законы, но и логику, риторику и ряд других предметов, которые, впрочем, тогда так не назывались. Формально университет был основан в 1088 году, однако здешние учёные имели право выдавать дипломы минимум на 30 лет раньше.

Болонский университет сложился, в отличие от других старинных университетов, как объединение студентов, выбиравших себе профессоров. Ещё одна особенность – теологию тут стали изучать только в XIV веке. Поэтому студенты Болонского университета отличаются особым свободолюбием.

Первое здание университета, Архигимназия, находится неподалёку от площади Маджоре, сразу за базиликой Сан-Петронио. Перед зданием Архигимназии установлен памятник выдающемуся естествоиспытателю Луиджи Гальвани. Сегодня в этом здании находятся муниципальная библиотека и Анатомический театр. Потолки галерей и стены внутреннего двора украшены превосходными фресками. Над входом располагаются гербы всех ректоров университета.

Главной достопримечательностью здания Архигимназии является Анатомический театр. Он был устроен в середине XVII века после того, как католическая церковь сняла запрет на исследования тел покойных. Мраморный стол для препарирования трупов располагается в центре зала. Он сразу бросается в глаза своей белизной на фоне деревянной отделки.

Здание Архигимназии можно бесплатно посетить с 9:00 до 19:00 в рабочие дни, с 10:00 до 19:00 в субботу и с 10:00 до 14:00 в воскресенье и праздники. Вход в Анатомический театр стоит 3 евро. На официальном сайте учреждения есть внушительный список льготных категорий посетителей. Доступ в муниципальную библиотеку свободный, необходимо лишь иметь удостоверение личности и предварительно позвонить по телефону, указанному на сайте библиотеки.

Действующий университетский кампус сосредоточен, в основном, в восточной части Болоньи. Ошибиться сложно – если видите граффити с призывами легализовать наркотики или свергнуть власть капиталистов на старинном здании, вы или смотрите на корпус одного из факультетов, или он находится где-то рядом. На официальном сайте университета можно совершить виртуальную экскурсию по самым интересным его местам. Сердцем университета сейчас считается Палаццо Поджи, куда университет в 1802 году перевёл Наполеон Бонапарт.

Archiginnasio («Высшая школа») – здание, в котором до 1803 г. размещался Università degli Studi di Bologna. Факультеты риторики, логики и философии старейшего вуза Европы были созданы в IX в. Позже к ним присоединились будущие медики, математики, астрономы и богословы. Стены здания помнят Данте, Петрарку, Коперника, Гольдони, Эразма Роттердамского, Парацельса.

Базилика Сан–Доменико

Basilica di San Domenico в Болонье – особая церковь для доминиканского ордена, в которой хранятся мощи его основателя. Перед базиликой установлена статуя св. Доминика (или Доменико на итальянский манер).

Базилика Сан–Доменико

Basilica di San Domenico в Болонье

bologna_palazzo_podesta

Доминик вместе со своими спутниками прибыл в Болонью в 1218 г. Со следующего года он жил в церкви Сан-Николо-делле-Винье на месте нынешней базилики. Спустя два года он умер и был похоронен за алтарём. Перестройка существовавшей церкви началась с 1228 г. В 1233 г. останки были перенесены в мраморный саркофаг, а затем – в роскошную усыпальницу в часовне его имени.

Базилика Сан–Доменико

Усыпальница

На вершине скульптурной композиции изображён стоящий на сфере Бог Отец, держащий в руке сферу поменьше. Уровнем ниже виден встающий из гроба Христос. К нему обращены ангелы Благовещения и Страстей. По бокам стоят два евангелиста, а ниже них – четыре из восьми покровителей Болоньи. Ещё два евангелиста и четыре других покровителя находятся с задней стороны усыпальницы.

На переднем плане усыпальницы слева направо установлены статуэтки следующих покровителей Болоньи: Франциска Ассизского, Петрония, Доменико и Флориана. Фигуру св. Петрония изготовил Микеланджело, а остальные статуи – Никколо дель Арко. С противоположной стороны есть ещё одна работа молодого Микеланджело – св. Прокул.

На нижних барельефах изображены эпизоды жизни св. Доменико. По обе стороны от среднего барельефа изображены ангелы, держащие канделябры. Правый ангел также изготовлен Микеланджело. Стены церкви помнят ещё одного юного гения: на её органе играл Моцарт. В часовнях можно видеть картины выдающихся итальянских художников и скульпторов – Гверчино, Липпи, Пизано, Ферруччи.

Адрес: Piazza San Domenico, 12. Часы работы: с 9:30 до 12:30 и с 15:30 до 18:30. В субботу и воскресенье церковь закрывается на час раньше. Церковь находится в пешеходной зоне, закрытой для транспорта.

Улица Независимости

Болонья – город не туристический. То есть туристов в городе ждут и привечают, но зарубежные гости для жителей Болоньи вовсе не доставщики манны небесной. Почти полумиллионный город живёт своей жизнью. Поэтому улица Независимости, на которой расположены магазины всех крупнейших и престижнейших мировых брендов, время от времени может вызвать у туристов лёгкую оторопь.

Жители Болоньи, по сравнению с населением других итальянских регионов, весьма материально обеспечены. На улице Независимости нередки очереди. В каком ещё городе (в дни распродаж, разумеется) можно увидеть очередь в магазин, к примеру, «Луи Виттон»? Впрочем, улица Независимости это вовсе не островок роскоши. На ней есть и магазины небольших итальянских производителей, и торговые точки с товарами нижнего ценового сегмента.

Улица Независимости идёт от Центрального вокзала к площади Маджоре. Внешне это квинтэссенция Болоньи: сплошной ряд портиков, из которого кое-где выступают столики кафе – их всегда ставят вне галерей, чтобы давать проход пешеходам.

Музей истории – самая молодая достопримечательность Болоньи

Несмотря на то, что Болонья – город, корни истории которого уходят в древность, музей истории города поразительно молод – он был открыт в 2012 году. Экспозиция пока невелика, но явно будет пополняться. Собрано, как говорится, всего понемногу. В одном из залов находится собрание городских пейзажей разных лет. Там же стоит макет одной из городских башен, сделанный так, что видно её внутреннее устройство.

В Музее истории Болоньи для создания большей объёмности оригинально примеряются зеркала. С их помощью создан очень реалистичный вид средневековой улицы, а зал, посвящённый битве при Фоссальто (1249 год), кажется набитым солдатами, хотя там стоят всего несколько фигур.

Также в музее представлены творения мастеров-кукольников, одних фигурок Буратино наберётся два десятка. Буратино можно купить – при музее есть сувенирный магазинчик, но цены в нём космические.

Зал, где представлена музыкальная история Болоньи, мультимединый – звучит старинная музыка, а на превращённой в экран стене демонстрируются портреты композиторов и музыкантов и картины с их изображениями. В просторном зале, в котором проходят концерты и другие мероприятия, установлены бюсты 12 женщин, вошедших в историю города.

Билет для взрослого в Музей истории Болоньи стоит 10 евро. По нему можно сходить ещё в 5 музеев. Обладатели Bologna Welcome Card могут посетить музей бесплатно. Работает он с 10:00 до 19:00 все дни, кроме понедельника.

Аркады Болоньи

К звучным эпитетам Болоньи La Dotta, la Rossa, la Grassa (см. выше) я бы добавил ещё один – senza un ombrello («без зонтика»): под тянущимися по всему городу арочными галереями (аркадами, портиками) легко спрятаться от дождя. Поначалу (В XI в.) портики предназначались для увеличения площади домов без нарушения линии застройки, а потом стали городской традицией. С течением времени их размеры стали регламентироваться: в частности, под аркадами должен был свободно проехать всадник.

Ныне длина всех арочных галерей в Болонье достигает 40 км. В жаркую погоду портики защищают от солнца, а в холодную – от дождя и снега. В любую точку города можно добраться, переходя от аркады к аркаде.

Аркады Болоньи

Арочная галерея

Неудивительно, что самая длинная в мире крытая галерея (от ворот Porta Saragozza до церкви Madonna di San Luca) находится именно в Болонье.

Башни Азинелли и Гаризенда – «падающие» достопримечательности Болоньи

bologna_palazzo_dei_notai

Символом Пизы является падающая башня. Символом Болоньи являются две падающие башни. Парадокс, но каждый из нас, увидев наклонённый вертикальный объект, подумает «Пизанская башня», а не «Болонская башня», хотя именно башня Азинелли в Болонье является самой высокой падающей башней в мире. Эта башня отклоняется от вертикали всего на 1,3°, однако при её высоте в 97,2 метра этого хватает чтобы верх башни отклонялся от воображаемого идеального положения на 2,2 метра.

Такое отклонение находится в пределах допустимого, а вот со стоящей неподалёку (башни выглядят стоящими впритык, но этот оптический эффект, вызванный их высотой) башней Гаризенда строители «накосячили» больше. В результате её в три захода укоротили до 48 метров, и всё равно визуально наклон башни выглядит пугающе. Несмотря на «малый» рост, именно Гаризенда удостоилась упоминания в «Божественной комедии» Данте.

Доступ открыт только в башню Азинелли. Для подъёма на верхнюю площадку необходимо преодолеть почти 500 ступеней по деревянной винтовой лестнице. Но физическая нагрузка стоит того, чтобы получить возможнсть обозреть все интересные места Болоньи. Вход для взрослого стоит 5 евро. Для обладателей Bologna Welcome Card вход бесплатный.

Средневековую Болонью называли «городом ста башен». Многие состоятельные семейства Болоньи XI–XII вв. строили себе жилые помещения в форме башен, одновременно выполнявших оборонительные функции во время нередких неприятельских нашествий на город. Толщина стен некоторых башен достигала двух метров. Между знатными родами развернулось тщеславное соперничество, находящее отражение в высоте воздвигаемой башни.

С течением времени часть башен разрушилась. Другую часть пришлось снести из-за угрозы обрушения. До наших дней дошли два десятка башен. Две из них – 97-метровая La torre Asinelli и 48-метровая La torre Garisenda с более массивным основанием, стали туристическими достопримечательностями. Башни, находящиеся поблизости друг от друга недалеко от Пьяцца Маджоре, названы по фамилии первоначальных хозяев. При внимательном взгляде на обе башни очевиден их некоторый крен, поэтому эти Due Torri также называют падающими.

Падающие башни

La torre Asinelli и La torre Garisenda

Башня Азинелли, построенная в XI в., – своеобразный памятник любви. Согласно легенде, Азинелли – прозвище бедного юноши, зарабатывавшего на жизнь доставкой в город песка и щебня с реки на вьючных ослах – своём единственном достоянии (l’asino – по-итальянски «осёл»). Он влюбился в девушку из богатой семьи.

После перехода частной постройки в собственность муниципалитета в ней была тюрьма, а затем телевизионный ретранслятор. Нынешнее отклонение от оси составляет 2,1 м. На её верху находится смотровая площадка, открытая с 9 до 17–18 часов, и доступная заплатившим 3 EUR и преодолевшим 498 крутых ступенек.

Гарисенда, построенная десятилетия спустя, первоначально была выше Азинелли. Но образовавшийся трёхметровый крен и просевший грунт вынудили существенно укоротить её. Несколько столетий в ней размещалась текстильная компания, а сейчас башня находится в собственности муниципалитета. Но туристов внутрь башни не пускают по соображениям безопасности.

bologna_neptune_fountain

Рядом с башнями сохранился фрагмент древней крепостной стены города. Здесь же установлен памятник св. Петронию.

Адрес: Piazza di Porta Ravegnana.

Пиацца Маджоре

Piazza Maggiore – действительно большая и центральная площадь Болоньи. Она граничит с двумя другими площадями – Нептуна, где находится одноимённый фонтан, и Рэ Энцо. Она построена на месте долгое время существовавшего здесь рынка. Нынешняя площадь – популярная отправная точка для ознакомления с достопримечательностями Болоньи, большинство которых находится в пешей доступности от неё. От железнодорожного вокзала к ней ведёт улица via dell’Indipendenza.

Пиацца Маджоре

Piazza Maggiore

Самое старое здание – Palazzo del Podesta («подест» – градоначальник), построенный в самом начале XIII в. (в центре фотографии). За Палаццо-дель-Подеста находится другой дворец – Палаццо Рэ Энцо, над которым возвышается башня Аренго, звон колоколов которой в Средневековье созывал горожан на собрания.

В левой части фотографии виден Palazzo d’Accursio конца XIII в. с башней с часами, добавленной в XV в. Первоначально дворец принадлежал юристу Франциску Аккурзию. В XVI в. рядом с дворцом построили Палаццо Легато для папского представителя. Затем в этих двух дворцах располагались административные органы городской коммуны, поэтому их вместе стали называть Палаццо Коммунале. Сейчас в зданиях располагаются муниципалитет и два музея – Моранди и художественный.

Слева от Палаццо Аккурсио, в глубине площади, находится базилика св. Петрония (на этой фотографии не видна). Здание справа с множеством арок – Palazzo dei Banchi (Дворец Банков), построенный во второй половике XVI в. За ним виден купол базилики Санта Мария делла Вита.

Палаццо Комунале

Палаццо Комунале или Палаццо Д’Аккурсио (даже туристический сайт-визитка Болоньи не определился с названием) находится, как уже было сказано, на площади Маджорно. Построен дворец в конце XIII века. В начале XV века здание почти уничтожил пожар, и его восстановил Аристотель Фиораванти, автор проекта Кремля.

На самом деле Палаццо Комунале – это не один дворец, а целый комплекс зданий из двух крупных дворцов и нескольких домов поменьше. Их соединяет общая стена. Из архитектурных изысков – только башня с часами, да «кремлёвские» зубцы. В целом по стилю здания больше напоминают крепость, чем дворец.

В бывшей резиденции адвоката Аккурсио сейчас размещаются органы самоуправления Болоньи. Остальные помещения превращены в музеи, за исключением Зала Борса, где размещена городская мультимедийная библиотека.

Кладбище Чертоза – мистическая достопримечательность Болоньи

В 1797 году Наполеон Бонапарт в рамках борьбы с клерикализмом разогнал картезианский монастырь в Болонье. на его месте тут же устроили кладбище. Предприимчивые итальянцы, которых подчас укоряют за излишнюю любовь к покойникам, тут же превратили кельи монахов в склепы. Заодно получилась достопримечательность Болоньи.

Стендаль, Байрон и Чарльз Диккенс посещали кладбище Чертоза, оставив записи об этом в своих дневниках. На современного туриста захоронение производит тягостное впечатление. Внешне оно напоминает двухэтажный мотель, населённый мертвецами. а на нижнем этаже ещё и устроен колумбарий, в котором хранятся урны с прахом усопших жителей Болоньи. Свет включается автоматически, что придаёт посещению Чертозы дополнительный ужасающий колорит.

Национальная пинакотека

Художественный музей Pinacoteca Nazionale di Bologna расположен в университетском квартале Болоньи в здании, ранее принадлежавшем иезуитам. Инициатор создания Пинакотеки – кардинал Ламбертини, впоследствии ставший папой Бенедиктом XIV. Он начал собирать алтарные полотна из разрушившихся церквей. Картины хранились не у кардинала, а в двух разных зданиях города.

С установлением в Болонье тогда ещё республиканской наполеоновской власти в формирующийся музей были переданы около тысячи конфискованных у церкви картин и икон. Часть из них была вывезена французами, но возвращена после падения Наполеона. В 1802 г. Пинакотека обосновалась в нынешнем здании.

Национальная пинакотека

Pinacoteca Nazionale di Bologna

В дальнейшем её собрание, в котором превалируют работы художников Средней Италии XIII–XVIII вв., пополнялось и расширялось. Для публичных посещений Пинакотека открылась с 1875 г.

Национальная пинакотека

Собрание картин Пинакотеки

Самые значительные картины Пинакотеки – «Полиптих с Богородицей и святыми» Джотто, «Вознесение святой Цецилии» Рафаэля, «Богородица с младенцем Иисусом и святыми» Перуджино. Представлены также произведения Тинторетто, Гвидо Рени, братьев Караччи, Франчиа, Гуэрчино и других художников.

Адрес: via Belle Arti, 56. Режим работы: во вторник и среду – в 9–13:30, в четверг – воскресенье – в 14–19 часов. Цена билета – 6 EUR.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru