Базель швейцария

Соборная площадь (Münsterplatz)

Исторический центр Базеля располагается на обоих берегах Рейна. Точнее, его строили в месте слияния Рейна с рекой Бирсиг. Однако всего за пару веков горожане превратили Бирсиг в мусорный коллектор, и в XV веке эту реку попросту засыпали.

Часть Старого Базеля расположена на правом берегу Рейна, но основные сооружения находились на левобережье. Городские укрепления выглядели как гигантское предполье вокруг моста, построенного в начале XIII столетия. Стены и башни постоянно укрепляли, сражаясь не только с врагами, но и с землетрясениями. Обороняли Базель по принципу ополчения – живёшь возле одних из 41 ворот, их и защищаешь.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

К XIX веку стало ясно, что стены и башни потеряли актуальность и мешают транспорту – в Базель пришла железная дорога. Укрепления и большую часть ворот снесли, но дальше реконструировать и перестраивать ничего не стали. В Старом Базеле наиболее явно ощущается влияние Реформации – город был одним из её центров.

Узкие и живописные улочки, фасады старинных домов, украшенные цветами, многочисленные фонтаны – все это гарантированно доставит удовольствие от прогулки по Старому городу, который можно по праву назвать главной достопримечательностью Базеля.

В обычный день Соборная площадь Базеля представляет собой пустынную мостовую длиной 150 и шириной 30 метров. На ней стоит Мюнстер (нем. Münster – собор) – Кафедральный собор Базеля, небольшой сквер, с десяток фахверковых домов и зданий в стиле барокко, в которых расположены несколько музеев.

Преображается Соборная площадь в дни праздников и карнавалов. В это время на площади работает очень красочный рынок, вокруг которого прокладывают небольшую железную дорогу. Устанавливается колесо обозрения, рядом с которым размещается выставка старинных и стилизованных под старину фонарей.

На Соборной площади находится здание гимназии, основанной в 1589 году. В её стенах учились математик Якоб Бернулли, историк Якоб Буркхардт и не нуждающийся в представлении Фридрих Ницше. Рядом с гимназией стоит здание со стендом, на котором вывешивали объявления о заключённых браках. Стенд украшен фресками с изображениями целующихся пар. Фрески неоднократно закрашивали чопорные жители Базеля, считавшие их слишком вольными.

Также в зданиях на Соборной площади располагаются богатая библиотека и один из крупнейших музыкальных рукописных архивов. С 1266 года на площади работает неоднократно реконструировавшийся фонтан с питьевой водой.

Кафедральный собор является архитектурной доминантой Старого Базеля. С XVI века над городом возвышаются две башни и узорчатая черепичная крыша. Башни, кстати, у собора разные – после разрушений, вызванных землетрясениями, их реконструировали в разное время. Да и число их уменьшилось с пяти до двух.

switzerland_old_basel

Кафедральный собор – четвёртый храм на этом месте. Первый был деревянным, затем в IX и XI веках соборы возрождали в камне, но землетрясения и люди разрушали их. Впрочем, некоторые части старых соборов были использованы как элементы конструкции нынешнего собора. Полностью реконструкция была завершена в начале XVI века. Уже через считанные годы католический храм, в котором даже проходил Вселенский собор, стал протестантским.

Здание Мюнстера сочетает в себе готический и романский стили. На одной из башен установлены часы, а фасад украшен многочисленными скульптурами. Между башнями возведена галерея, служащая звонницей. С неё открывается вид на весь Базель.

Внутреннее убранство Кафедрального собора после победы Реформации пришлось восстанавливать – борцы за чистоту церкви основательно погромили скульптуры и картины. Собор, в общем-то, невелик – около 70 метров в длину. Однако за счёт высоты – внутреннее пространство имеет высоту 32 метра – он выглядит просторным.

С католических времён в соборе сохранились епископский трон (один из старейших в мире), кафедра и купель для крещения. Сохранилось также большое скульптурное панно, иллюстрирующее жизнь и смерть Викентия Сарагосского (это именно его не смогли утопить в море). Орган в соборе новый, а вот его створки, расписанные Хансом Гольбейном-младшим, остались от старого.

Во время служб (это примерно 8:30 – 12:00 и 17:00 – 20:00) Кафедральный собор можно посетить бесплатно. В остальное время вход по билетам стоимостью 7 франков.

За собором, стоящим на холме, находится смотровая площадка Пфальц – мечта фотографов и любителей видов, похожих на карты Google.

Фонтан Жана Тенгли сложно назвать красивым, но вот самым популярным он определённо является. Чудаковатый гений, всю жизнь создававший из мусора забавные движущиеся механизмы, подарил Базелю настоящее чудо. Аппараты, в которых каждый волен увидеть то, что ему нравится, хаотично перемещаются по бассейну, неожиданно начинают пускать пузыри и извергать струйки воды, вызывая восторг у присутствующих.

Зимой фигурки иной раз замерзают, превращаясь в неподвижные, но не менее фантасмагорические скульптуры.

В парке у Рейна есть музей Жана Тенгли (перед музеем, кстати, тоже есть фонтан). Желающие осознать глубину таланта Тенгли могут ознакомиться с цитатой искусствоведа: «Новый реализм основывался на поэтической переработке городской, индустриальной и рекламной реальности». Поэтическая переработка заключалась в сборе металлолома и других отходов и создании из них неких вращающихся или движущихся механизмов.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Современное искусство ценит себя – билет в Музей Тенгли стоит 15 франков. При этом даже владельцам Baselcard придётся заплатить половину его стоимости.

Из-за приграничного положения Базель часто называют «Воротами Швейцарии». Но и в самом городе раньше ворот хватало – в крепостной стене, опоясывавшей Старый Базель, их было больше 40. Считанные из них уцелели до наших дней.

Ворота Шпалентор

При сносе городских укреплений в Базеле решили сохранить трое ворот – Шпалентор, Святого Албана и Святого Иоанна. Ворота Шпалентор, безусловно, лидировали в списке кандидатов – это одни из самых красивых городских ворот в Европе.

Ворота состоят из трёх башен – центральной и двух боковых. Все они были покрыты остроугольными крышами, но боковые башни «обезглавил» в XIX веке ураган. Крыши не стали восстанавливать, и от этого вид ворот только выиграл. Шпалентор выглядит как маленькая крепость с мощными стенами, красивым фасадом и многочисленными скульптурными украшениями. Шпиль крыши центральной башни достигает высоты 40 метров. Туристов во внутреннюю часть ворот пускают только один раз в год.

Эти ворота были сооружены в XV веке. Они представляют собой высокую башню, прикрывающую собственно ворота, расположенные справа от неё, если смотреть из города. С другой стороны к воротам примыкает невысокое караульное помещение.

Ворота являются частной собственностью, для посещения требуется разрешение владельца.

Аугуста Раурика

Базель возник как передовой пост римской колонии Аугуста Раурика, основанной в I веке до н. э. Сейчас реконструированные остатки колонии располагаются примерно в 20 км от Базеля.

Аугуста Раурика была центром римской провинции со всеми её атрибутами: форумом, термами, амфитеатром и т. п.

Колонию начали разрушать алеманы, а в Средние века её использовали как источник стройматериалов. Уже в XIX веке были проведены раскопки и реконструкция. Были восстановлены около 20 объектов. Нынешние здания музея Аугуста Раурика по большей части являются новоделами, зато все экспонаты римской эпохи подлинные.

Вокруг музея разбит парк, а для привлечения туристов устроили и зоопарк. Доступ на территорию Аугусты Раурики бесплатный. Платить нужно только за посещение музея. Билет стоит 8 франков (франк по стоимости примерно равен евро). В последнее воскресенье августа в Аугусте Раурике проводится Римский праздник.

Желающие могут приобрести «древнеримские» одежду, керамику и сувениры.

Рыночная площадь и цеховые дома

Здание Ратуши украшает Рыночную площадь – Marktplatz. Площадь упоминается в документах с XI века. Впрочем, немудрено – города в те годы не в последнюю очередь были местом обмена товарами, поэтому рынок появлялся практически одновременно с городом.

Рыночная площадь и сейчас соответствует своему названию. Здесь продаются овощи и фрукты, цветы, сувениры и сладости. Не пустуют и первые этажи бывших зданий торговых и ремесленных гильдий. Тут уж не до овощей – первые этажи занимают магазины известных часовых брендов и бутики.

Площадь фантастически выглядит в Рождество – её украшает поразительная иллюминация, а витрины магазинов соревнуются в яркости подсветки и оригинальности оформления.

Большинство зданий являются плодом довольно поздних реконструкций – ведь если землетрясения разрушали даже каменные соборы, то фахверк они просто стирали с лица земли. Однако восстановлены здания, принадлежащие гильдиям и их нынешним наследникам, очень тщательно. Здание гильдии ремесленников-металлистов, к примеру, украшают росписи, изображающие выдуманных животных и средневековые медальоны. Единственное здание в стиле ренессанса – дом Гильдии виноделов. Большинство остальных домов выстроено в стиле, близком к модерну.

Базельская ратуша

В Европе найдется немного городов в которых здание органов местного самоуправления красивее чем в Базеле. Новая ратуша, строительство которой на месте старой, разрушенной землетрясением, закончилось в 1513 году, стала одной из главных достопримечательностей Базеля.

Впоследствии к зданию из красного песчаника, сочетающему ренессанс и готику, пристраивали флигеля, крылья и башню, однако это Ратуше не повредило, а придало монументальности. Из-за оригинальных рисованных украшений фасад кажется рельефным, но это оптическая иллюзия. Внешние стены украшают несколько скульптур императора Генриха Святого – он считается покровителем Базеля.

Одна из внешних стен расписана многочисленными изображениями простых людей, детей и взрослых. Есть специальный балкон для глашатаев, на котором изображены участники знаменитого карнавала. В целом здание Ратуши подчёркивает миролюбие базельцев: на нём нет батальных сцен и изображений военных героев.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Прекрасен и внутренний дворик. В нём обращают на себя внимание скульптура основателя Базеля Луция Мунация Планка и росписи на стенах. Тематика росписей, в основном, религиозная. В дворике также есть скульптура Генриха Святого и ряд других изображений.

Живопись внутренних помещений посвящена ключевому эпизоду в истории Базеля – вступлению в Швейцарскую конфедерацию. Оно произошло в 1501 году. Не стоит переживать из-за слабого знания истории Швейцарии – перед всеми полотнами и росписями на исторические темы стоят стенды с подробными пояснениями.

Посетить Ратушу можно даже во время заседаний мэрии, городского совета или кантонального парламента (они все умещаются в одном здании). По Ратуше можно побродить самостоятельно, а можно влиться в экскурсию, которая стоит 5 франков с человека.

Средневековые фонтаны Базеля

Фонтанов в Базеле очень много. Причина их появления тривиальна: население города росло, соответственно росло и количество отходов. А их сбрасывали исключительно в реки, которые были быстро загрязнены. Поэтому в город начали отводить воды горных ручьёв. Но постепенно источники питьевой воды начали превращаться в произведения искусства, а количество фонтанов росло и после проведения водопровода. Теперь их в Базеле около 170. Даже в Москве в Саду имени Баумана есть копия одного из базельских фонтанов.

Фонтан Гольбейна

Пожалуй, фонтан Ганса Гольбейна-младшего, можно считать самым красивым в Базеле. Назвали его не в честь выдающегося художника, а из-за фигурок с его рисунка, изображающего разухабистый крестьянский танец, опоясывающих второй ярус колонны-фонтана. Хотя фонтан можно было бы назвать и Фонтаном Дюрера – его венчает изображение волынщика с гравюры этого мастера.

Фонтан Гольбейна был создан ещё в середине XVI столетия. Сейчас от подлинного фонтана осталась только колонна с коринфской капителью. Фигурки представлены копиями, а подлинники экспонируются в Историческом музее.

Поклонники готического стиля считают лучшим в Базеле именно фонтан, установленный на Рыбном рынке. Оппоненты великодушно добавляют: «Среди готических» и все остаются при своём мнении. Этот разноцветный фонтан похож на тщательно проработанную детскую игрушку. Его украшали в течение минимум столетия. В итоге на колонне фонтана разместили 24 фигурки. Среди них были Мадонна, Святой Пётр, ангелы, а также фигуры, символизирующие Правосудие, Постоянство и Божью Любовь.

Несмотря на утилитарный характер использования фонтана – в нём банально хранили рыбу перед продажей – уцелели 22 из 24 скульптур. Со временем оригинальный фонтан отправили в Исторический музей, а на рыбном рынке оставили копию. В 2004 году фонтан был обновлён и снова засиял яркими красками и позолотой.

Этот фонтан до 1899 года стоял на Рыночной площади. Видимо, за несвойственный Базелю милитаризм его убрали на Площадь церкви Святого Мартина. Впрочем, фигура рыцаря с копьём вряд ли способна кого-то напугать, уж больно аллегорически выглядят некоторые части его фигуры.

Хотя она, как говорят, изображает некоего Хенмана Зефогеля, командовавшего базельцами в ходе Старой цюрихской войны.

Мост Миттлере Брюкке

В течение 700 лет мост Миттлере Брюкке был единственным переходом через Рейн в районе Базеля. Построенный в XIII веке мост постоянно латали и чинили, пока в 1905 году не возвели современную конструкцию.

Мост, состоящий из 6 арок, украшают скульптуры голов королей, показывающих язык противоположному берегу реки, и композиция Карла Буркхарда «Амазонка, ведущая лошадь». В средней его части, стоит капелла, рядом с которой сбрасывали в воду женщин обвиненных в колдовстве. Выплывает в одежде со связанными руками – обвинения снимаются. Утонет – праведница, похоронят по христианскому обряду. Вылетит из воды на метле – ведьма.

На северной оконечности Миттлере Брюкке расположилась скульптурная композиция «Гельвеция в пути». Гельвеция – это женская аллегория Швейцарии, обычно её изображают в развевающемся платье, с копьем, щитом, украшенным швейцарским флагом, и венком – символом Конфедерации.

basel_augusta_raurica

Гельвеция скульптора Беттины Айхен (Bettina Eichin) сидит на каменном ограждение моста и устало смотрит в воду Рейна, а рядом лежат копье, щит, плащ и чемодан.

Пограничный треугольник

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Не извлечь выгоду из точки, где сходятся границы трёх стран, было бы не по-швейцарски. Полуостровок на Рейне украсили стелой с флагами Швейцарии, Франции и Германии,

а рядом поставили ресторан с запредельными даже для страны банков и часов ценами.

Зато песчаное побережье представляет собой прекрасную и почти безлюдную зону отдыха. Разве что с проходящих катеров высадится толпа с фотоаппаратами – остановка катеров у Треугольника обязательна.

Церковь Святого Павла

Эта неороманская церковь является, пожалуй, (если не считать творений Тенгли) самой современной архитектурной достопримечательностью центра Базеля. Архитектура церкви как бы объединяет эпохи. Острые башенки соседствуют с круглыми витражными окнами, цветная статуя архангела Михаила диссонирует со строгим светлым камнем фасада.

augusta_raurica_baselhttps://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Над фасадом поработал Карл Буркхардт. Интерьер церкви украшают мозаики Генриха Альтерра и витражи Макса Легера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru