Архитектура великого новгорода || Архитектура великого новгорода

Зодчество

Собо́р свято́й Софи́и – главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 гг. князем Владимиром, который решил сравниться в строительстве со своим отцом Ярославом Мудрым, правителем Киевской державы. Киевская София соревновалась в величии с константинопольской Софией. А новгородская София – с киевской.

Храм строили 7 лет. Освящение его состоялось в 1052 г. После освящения князь прожил менее месяца и был похоронен в только что построенном храме.Это один из древнейших храмов на территории России – пятинефный крестово-купольный храм, созданный в византийском стиле. Такие храмы строились на Руси только в XI в.

(подобные были построены в Киеве – Софийский собор, киевская церковь Ирины и Георгия, а также церковь в Полоцке). Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.Интерьер новгородской Софии также близок к киевскому храму, хотя имеет свои особенности.

• Икона Божией Матери «Знамение»• Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный• София, Премудрость Божия (XV в.)

• Тихвинская икона Богородицы (XVI в.). Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи (сестра императора Петра I).

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя – символа Святого Духа. Существует легенда: когда в 1570 г. Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. Позже Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу – и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Голубь (изготовлен в 2006 г. Оригинальный же голубь, во время Великой Отечественной войны вывезенный немецкими солдатами как сувенир и возвращённый в Новгород в 2004 г., находится внутри Софийского собора)

Ю́рьев монасты́рь (другие его названия – Юрьев-Гео́ргиевский монастырь, Свя́то-Юрьев монастырь) – мужской монастырь Русской православной церкви в честь великомученика Георгия, один из древнейших в России.Считается, что он основан в 1030 г. князем Ярославом Мудрым, который в крещении носил имя Георгий (в русском языке это имя обычно имело форму «Юрий» – отсюда и название монастыря).

Немного истории

Новгоро́дская респу́блика – русское средневековое государство, которое существовало с 1136 по 1478 г. В период своего наибольшего расцвета оно включало, кроме собственно Новгородской земли, также территории от Балтийского моря до Уральских гор и от Белого моря до верховьев Волги и Западной Двины. Это огромная территория!

В январе 1478 г. Новгородская республика была включена Иваном III в состав Московского государства.

Новгородская Русь

Новгородская земля была отдалена и от Киева, и от Владимира, и от Москвы. Это обстоятельство сыграло важную роль в становлении этого древнего государства – само географическое положение избавило его от давления князей, претендовавших на главенство над Русью, а также от участия в княжеских раздорах. А непроходимые леса и болота спасли республику от нашествия монголо-татар.

А. Васнецов «Новгородский торг»Жизнь в Новгородской земле протекала более свободно: она торговала не только с русскими княжествами, но и с иностранцами. Новгородцы отличались самостоятельностью, свободолюбием, деловитостью, практичностью, предприимчивостью, удальством.

А.П. Рябушкин «Новгородское вече»Новгородское государство являлось республиканским по форме управления. Верховным государственным органом являлось народное вече. Вече – собрание части мужского населения города, которое обладало широкими полномочиями. Вечевой колокол собирал народ, и на этом вече любой мог высказать свои пожелания и замечания открыто.

В результате второго похода Ивана III в 1478 г. вече как политический институт было уничтожено, а вечевой колокол увезён в Москву.Так же властно и ярко, как голос народа на вече, заявляло о себе и искусство Новгородской республики. О нём художник И. Грабарь сказал так: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтёсанного …

но себе на уме … В его зодчестве такие же, как он сам, простые, но крепкие стены, лишённые назойливого узорочья, которое с его точки зрения «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, и красота его – красота силы… Такова же и новгородская живопись – яркая по краскам, сильная, смелая, с мазками, положенными умелой рукой, с графами, прочерченными без колебаний, решительно и властно».

Заключение

Новгород в основном был деревянным городом, но до нас дошли только каменные памятники архитектуры, но далеко не все. Многие из них пострадали или вовсе были разрушены во время Великой Отечественной войны. Новгород, избежавший ужаса монголо-татарского разорения, стал жертвой обдуманного и более губительного разорения фашистскими захватчиками.

В груды развалин фашисты превратили многие прославленные памятники новгородского зодчества: храм Спаса на Нередице, храм Успения на Волотовом поле, храм Спаса на Ковалеве, храм Благовещения на Городище с фресками XII-XIV вв. и десятки других памятников. Восстановлены те из них, которые восстановить было возможно.

Таким был храм в 1900 г. Он был расположен в 1,5 км к югу от Великого Новгорода. Был возведён около 1198 г. при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях.Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

Современный вид храмаПо решению ЮНЕСКО в 1992 г. церковь Спаса на Нередице включена в Список Всемирного наследия вместе с рядом других памятников Новгорода и его окрестностей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
NnovTravel.ru